Как ведут бизнес в России и США: культурные различия - vyshen.ru - онлайн журнал

Как ведут бизнес в России и США: культурные различия

Эта статья — перевод из одного англоязычного сайта, посвящённого России. Мы решили перевести и опубликовать её, поскольку нам показалось любопытным, как наши особенности ведения бизнеса воспринимаются на Западе.

Тем, кто занимается бизнесом только в одной стране, возможно, кажется, что стандарты и практика в других странах такие же или очень схожие. Однако, разным бизнес-культурам соответствуют различные ценности, и то, что приемлемо в Соединенных Штатах, может оказаться совершенно недопустимым в России. Поэтому важно понимать не только общую культурную разницу между Россией и Америкой, но различия между двумя странами в отношении ведения бизнеса.

Деловое общение

Предприниматели в России придают большее значение сказанным словам, чем их американские коллеги, которые, как правило, склонны к общению в письменной форме. Российские профессионалы предпочитают слышать обо всем непосредственно, и от партнеров, с которыми у них установились доверительные отношения.

Личные встречи в России считаются более целесообразными, чем переписка или общение по телефону, поскольку они позволяют партнерам лучше изучить друг друга и обсудить проблемы. Русские также менее склонны пользоваться мимикой и жестами, чем американцы, что особенно характерно для переговоров. Чрезмерная жестикуляция может подвести американцев, которые возлагают слишком большие надежды на так называемый «язык тела».

Во время переговоров американцы, как правило, более открыты для компромисса, который является как желательным, так и неизбежным. Что же касается россиян, они нередко рассматривают компромисс как признак слабости, отступления от правильной позиции. Поэтому, терпение — важный навык для тех, кто собирается делать бизнес с российскими партнерами. Местное изречение гласит: «не торопись отвечать, торопись слушать».

Корпоративная иерархия

Российская корпоративная иерархия отличается от той, что существует в США, поскольку она часто бывает более строгой и более точной. Большинство решений в российских компаниях принимается на самом высоком уровне одним лидером, который затем делегирует решение конкретных задач своим подчиненным.

В отличие от американской корпоративной культуры, подчиненные в России нередко получают инструкции, причем от них ожидается, что они будут следовать указаниям с минимальным обсуждением или вообще без него. Между тем, в США даже рядовым сотрудникам позволено подвергать сомнению решения руководства, предлагать свои варианты и вообще проявлять инициативу.

Контракты и личные отношения

В США максимальное значение придается письменным соглашениям, в то время как в России это не так — там приоритет отдается личным отношениям, доверию и понятию чести. Российский бизнесмен работает большую часть времени, что называется, «на рукопожатиях», при этом подписывается очень мало документов. Однако, если удается заключить сделку с российским партнером, не следует ожидать, что она вступит в силу немедленно, поскольку ее реализация в значительной степени будет зависеть от постоянных хороших отношений между партнерами.

В российской бизнес-культуре большое значение придается подаркам, и американским бизнесменам следует подумать о небольших знаках внимания для своих российских партнеров. Эти подарки являются признаками уважения и симпатии, которые имеют решающее значение в российском бизнесе.

Гендерное равенство

В целом, российская бизнес-культура сегодня способствует гендерному равенству в рабочей атмосфере. Однако, это не всегда так. России пришлось резко менять свои приоритеты, когда она стала независимой после распада СССР в 1991 году. В том числе это коснулось и роли женщин, как дома, так и на работе. В разгар постсоветского экономического спада роль женщин в трудовой сфере снизилась, что отразилось на их возможностях добиться высоких корпоративных постов. В девяностые годы, хотя большинство женщин активно трудились, лишь немногим удавалось добиться большого карьерного роста.

В не столь далеком прошлом западные предприниматели-женщины могли столкнуться в России с трудностями и оказаться в невыгодном положении. С ними вежливо разговаривали, но воспринимали их не так серьезно, как партнеров-мужчин, независимо от их положения. В ходе деловых встреч они могли столкнуться с проблемой обмена мнениями, поскольку предпочтение оказывалось мужчинам. Эта тенденция, однако, переживает стремительный разворот, и ситуация меняется с каждым годом.

источник

13.03.2018