Стоп презент! Почему нельзя задаривать детей от всей души - vyshen.ru - онлайн журнал

Стоп презент! Почему нельзя задаривать детей от всей души

Детям спартанских восьмидесятых или лихих девяностых и правда сложно отказать себе в удовольствии накупить на каждый праздник всего вот этого пищащего, кричащего, повторяющего и записывающего пушистого, душистого, розового или голубенького в рюшах или блестящем пластике, чем полны полки детских супермаркетов.

Каждый из нас в своё время отдал бы ящик мороженого за возможность поиграться с настоящей металлической машинкой с открывающимися дверями, говорящей и пьющей сок куклой или домиком Барби.

Может быть, если бы мы позволяли себе иной раз поиграть со всеми этими прекрасными игрушками наедине сами с собой или с подружкой аккурат на её сорокалетнем юбилее — мы бы не повторяли из года в год одну и ту же родительскую ошибку, которая называется «задариванием детей».

Да, мы их задариваем — в наше время, мчащееся под девизом «всё лучшее детям», трудно сохранять трезвую голову и здравый психологический расчёт.

Кажется — ну что тут такого, если ребёнок получит нужную ему вещь по первому же требованию? Чем это может повредить? Разве может быть вредной радость, любовь, понимание между детьми и родителями, разве может быть вредной мечта, которая воплотилась в жизнь? Оказывается, может.

Начало размышлениям о лишних подарках положило исследование, проведенное Миссурийским университетом и College of Business Administration при Иллинойском университете в Чикаго (его результаты опубликовал Journal of Consumer Research).

Опросив более 700 взрослых людей на предмет мотивов и практики подаркодарения, а так же сопоставив данные этих опросов с данными обследования психологического климата в их семьях, ученые сделали вывод: лишние подарки делают детей закоренелыми материалистами.

Они формируют зависимость от вещей, приучают измерять успех и счастье в материальных показателях и в итоге приводят к тому, что вещизм и стремление к материальному благополучию занимают в голове то самое место, которое должна занимать шкала нравственных ценностей.

Конечно, звучит и выглядит все это в исполнении миссурийских социологов довольно метафорично: и про «место в голове», и про вещизм, и про измерение успеха. Но доля правды, несомненно, во всем это есть.

Но идём дальше: Марша Ричинс, одна из членов команды миссурийских исследователей, углубилась в проблему и выяснила, что в основе стремления подарить ребёнку слишком много подарков лежат три родительских мотива.

Первый — вознаграждение, за хорошую ли учёбу, за примерное ли поведение или вообще за то, что он у них такой есть. Второй — привлечение внимания, мол, смотри, малыш, какой я у тебя замечательный родитель. И третий — замена: подарю ему живого пони, чтобы меньше сидел в компьютере.

Все три мотива чреваты в будущем проблемами для детей, потому что дети привыкают измерять свой успех вещами, реагировать на родителя только после получения подарка и шантажировать родителей своим времяпрепровождением.

Ну хорошо, очевидно, социологи правы. Но тогда — вопрос: а что такое «излишние подарки»? Сколько их должно быть, чтобы они были не лишними?Сколько их — не опасно для нравственных шкал человека?

Марша Ричинс советует: подарки должны быть такими, чтобы они и вправду вызывали радость и обязательно стимулировали на благодарность. Новый год, Рождество, день рождения — вот, пожалуй, поводы действительно подарить — и подождать! — подарок.

Конечно, небольшие сувенирчики, памятные подарочки, знаки внимания от родственников и гостей хороши всегда, но и они должны быть поводом поблагодарить — а не поводом пообладать. Легко сказать — трудно сделать.

Можете себе представить этот режим — подарки детям трижды в год? Я — уже нет. Хотя сама в детстве, кажется, именно так и жила — подарок к дню рождения, подарок под ёлку, и, между прочим, один, но заветный. Уж и не знаю, хорошо это или плохо, но наши дети живут совсем по-другому, это факт.

Сложно сказать, насколько воплотим в современную жизнь принцип, который советует госпожа Ричинс. Но то, что количество материальных стимулов и поощрений в жизни наших детей должно быть намного меньшим — спорить не приходится. Вещи — действительно далеко не самое важное в жизни, а подарки — далеко не единственный способ испытать радость. Хотя — а какими они бывают ещё?

отсюда

10.01.2016