В бою Макбет (актер Майкл Фассбендер) свиреп, как 300 спартанцев! Кадр из фильма «Макбет», 2015 год
Кинематограф называют «рисованием с помощью света», а операторская работа — важнейший компонент процесса кинопроизводства.
Комплектуют ли они необходимую съёмочную технику, глубоко вовлекаются в отбор выразительных композиций или кадров, запасаются плёнкой или контролируют постобработку снятого материала, операторы-постановщики взаимодействуют с режиссёрами, чтобы наилучшим образом перенести на экран задуманные изображения.
Кадр из фильма «Дни жатвы», 1978 г.
Некоторые кинематографисты стали легендами в своей области, они развили уникальный стиль, используя множество инструментов и методов. Предлагаем разножанровую подборку фильмов, в которых операторская работа представляет особый интерес.
Левиафан / Leviathan
Лаборатория сенсорной этнографии при Гарвардском университете произвела ряд интереснейших документальных фильмов. «Левиафан» (2012) сняли в северной части Атлантического океана в жанре документального кино с помощью множества водонепроницаемых экшн-камер GoPro, прикреплённых ко всем частям рыболовецкого судна, в том числе к морякам.
Небольшие цифровые фотокамеры захватили по-настоящему беспрецедентные виды. Гигантская рыболовная сеть, появляющаяся из океанского мрака, как доисторический монстр, это лишь один из изумляющих моментов в фильме, изобилующем потрясающими кадрами.
Полночь в Париже / Midnight in Paris
Оператор фильма — Дариус Хонджи, у которого завязались тесные рабочие отношения с разными режиссёрами от Дэвида Финчера до Вуди Аллена, выпустившего в 2011 году этот кассовый хит. В комедийной мелодраме «Полночь в Париже» «город огней» предстаёт романтичным местом, купающимся в богатых тёплых тонах. Съёмка велась на 35 мм плёнку Kodak, затем материал прошёл цифровую обработку с использованием технологии Digital Intermediate. Фильм просто шикарный.
Трудно быть богом / Hard to Be a God film
«Трудно быть богом» — российский научно-фантастический фильм по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких, производство которого продолжалось шесть лет и столько же длилась постобработка, в частности озвучка растянулась во времени. Действие происходит на чужой планете, почти идентичной Земле, но её общество застряло в глухом Средневековье. Съёмка велась на чёрно-белую 35 мм плёнку с использованием системы Стэдикам, что для операторов Владимира Ильина и Юрия Клименко было несколько необычно.
Город, который боялся заката / The Town That Dreaded Sundown
«Город, который боялся заката» основан на преступлениях серийного убийцы, произошедших в реальной жизни.
Этот фильм ужасов полностью снят на суперскую видеокамеру Sony PMWF55 (стоит от 34 000 долларов). Картина «Город, который боялся заката» наполнена яркими первичными цветами, усиливается мягкой фокусировкой (некое клише в нынешнюю эпоху кинематографии) и сиянием вокруг объектов. Освещение очень стильное и отличная работа с движущейся камерой.
Звери дикого Юга / Beasts of the Southern Wild
Актриса Кувенжаней Уоллис в возрасте девяти лет стала самой юной номинанткой на Оскар за всю историю кинопремии.
«Звери дикого Юга» — не только чудесное кино с магическим реализмом, но и ещё один хороший пример того, как удачно могут согласоваться традиционная целлулоидная плёнка и цифровая обработка. Изначально фильм сняли на 16 мм плёнку, затем оцифровали. Сцена с фейерверком лаконично отражает волшебную красоту схем освещения оператора Бена Ричардсона.
Оз: Великий и Ужасный / Oz the Great and Powerful
«Оз: Великий и Ужасный» очень искусно разработанная картина. Съёмочная группа с оператором Питером Демингом, который несколько раз работал с Дэвидом Линчем, старательно воссоздавала художественный стиль, присущий старому Голливуду. Но вместо давней технологии трёхцветного «Техниколора» использовались современные революционные компьютерные технологии. Фильм сняли в формате 3D при помощи цифровых фотокамер Red Epic.
Поцелуй проклятой / Kiss of the Damned
Готический фильм ужасов Ксана Кассаветиса позаимствовал мягкую фокусировку фотографического стиля 1970-х годов, присущего трэш-фильмам и кинокартинам жанра сексплотэйшн. Тем не менее, это изящная работа. За исключением некоторых визуальных ссылок и случайных кадровых композиций фильм напрямую не копирует упомянутую эстетику. Он скорее отдаёт должное ретро стилю, чем имитирует его.
Табу / Tabu
Третий художественный фильм Мигеля Гомеша принёс режиссёру всемирную известность.
История португальского режиссёра Мигеля Гомеса об обречённой любви сразила многих критиков. Оператор Руи Посас — кинематографист старой школы; «Табу» (2012) сняли на 16 мм чёрно-белую плёнку с соотношением сторон 4:3. Гомес позаимствовал не только название, но и двухчастную структуру чёрно-белой немой мелодрамы Ф. В. Мурнау, снятой в 1931 году. Великолепный фильм.
Хранитель времени / Хьюго / Hugo
В приключенческом фильме «Хранитель времени» Мартин Скорсезе смешал факты и вымысел, чтобы исследовать кинематографическое наследие Жоржа Мельеса.
«Хранитель времени» (2011) стал первым фильмом, который сняли с использованием цифровой фотокамеры Arri Alexa. Роберт Ричардсон, получивший Оскара за «Лучшую операторскую работу», использовал реальные места и естественные источники света всякий раз, когда это было возможно. К примеру, кадр в фильмотеке (снимали в библиотеке Сент-Женевьев) со светом, льющимся через окна. Это не цифровая иллюзия, а настоящий солнечный свет.
Макбет / Macbeth
«Макбет» — второй фильм австралийского режиссера Джастина Курзеля.
В «Макбете» Джастин Курзель вдохновился красками итальянской религиозной живописи Средневековья (преобладание синего, золотистого и красного). Композиции так же напоминают картины и фрески художников начала эпохи Возрождения, Джотто и других знаменитых итальянских мастеров. Всплески первичных цветов на протяжении всего фильма несут сверхъестественный оттенок.
27.08.2015