Боевые вертолеты — высокотехнологичные машины войны. Начиненные электроникой и мощным оружием, «вертушки» решают массу стратегических и тактических задач в современных военных конфликтах.
Старый американец, которые строит из себя молодого парня
Пожалуй, самым известным современным боевым вертолетом является AH-64E «Апач». Между тем AH-64E является модернизацией устаревшей машины AH-64A, которая, в свою очередь, должна была заменить «древнюю вертушку» AH-1 «Кобру», принятую на вооружение еще в 1967 году.
О том, что «Апач» нуждаются в улучшении своих характеристик, стало ясно после неудачной атаки группы этих вертолетов позиций иракской республиканской гвардии 24 марта 2003 года. Из 33 машин, принявших участие в том рейде, полётопригодными остались всего семь «вертушек».
Текущие усовершенствования «Апачи» касались двигателя, коробки передач, РЛС, навигационной системы и вооружения. В целом же машина не претерпела принципиальных изменений. Всего вооруженные силы США планируют модернизировать 634 вертолетов AH-64D по стандарту AH-64E. Поставки новых «Апачи» начались в 2011 году.
Обыкновенная гадюка
Такая же картина складывается и с машиной AH-1Z «Вайпер»(гадюка), которая тоже базируется на относительно старом ударном вертолете AH-1W SuperCobra, начавшем эксплуатацию в 1971 году. Иными словами, речь идет о сорокалетней машине, получившей инновационную начинку. Справедливости ради, модернизация пошла на пользу «Вайперу».
Получив газотурбинные двигатели General Electric T700-GE-401C и 4-лопастной несущий винт, машина оказалась не только самой быстрой среди «коллег», но и самой высотной. Её практический потолок составляет 6100 метров. Американцы позаботились о снижении последствий жесткой посадки за счет ударопрочного шасси, самоуплотняющихся топливных баков и систем инертизирующих пары топлива. При этом «Гадюка» имеет смертоносное жало в виде 2 тонн различных типов оружия, чаще всего это шестнадцать ракет AGM-114A/B/C Hellfire. К минусам можно отнести слабую маневренность вертолета.
Этот грозный «Аллигатор»
Российский многоцелевой всепогодный вертолет К-52 «Аллигатор» представляет собой модернизированную версию двухместного Ка-50, первый полет он совершил в 1997 году. Это принципиально новая техника. В частности, в ней реализована функция, позволяющая обоим пилотам одновременно иметь полный контроль над «вертушкой», что дает русской машине очевидные преимущества в реальном бою.
Даже эксперты американского издания Militaru-Today признают, что Камов является уникальным по маневренности боевым вертолетом. Равных ему в мире нет. Достигнуто это за счет форсированных двигателей ТВ3-117ВМА производства украинского ПАО «Мотор Сич» и двух коаксиальных несущих винтов противоположного вращения.
При этом Ка-52 сохранил все боевые возможности своего легендарного предшественника. Он вооружен 30-мм пушкой бокового монтажа. Имеет шесть внешних узлов подвески для различных типов оружия, в том числе противотанковых ракет «Вихрь», «Вихрь-М», ракет воздух-воздух «Игла-В», а также управляемых бомб. По словам американских специалистов, «Аллигатор» за один вылет может уничтожить до 12 самых мощных танков, имеющихся на вооружении НАТО.
Опять немецкий «Тигр». На этот раз в воздухе
Франко-германский консорциум Eurocopter в 2002 году ввел в эксплуатацию боевой вертолет среднего веса Eurocopter Tiger. В германских ВВС он называется «тигром», а в армии Франции – RC 665.
Опираясь на опыт использования ударных винтокрылых машин в конфликтах ХХ века, специалисты Eurocopter пришли к выводу, что самое главная характеристика – это незаметность. Именно поэтому «тигр» построен в основном из композитных материалов на основе кевлара. При этом живучесть обеспечивается за счет бронеперегородок, а также благодаря системе противоракетного маневрирования «If seen, do not be hit»
Выпускается в двух типах: универсальный многоцелевой вертолет огненной поддержки multi-role и чисто противотанковый вариант anti-tank. Интересно, что французы заказывают в основном версию multi-role, а немцы – anti-tank, ориентированные на борьбу с бронетехникой российского производства. Машина оснащена лазерным дальномером и имеет эффективную прицельную систему, как для ракет, так и для 30-мм пушки Маузер. Среди ударных вертолетов ХХ! века летающий «тигр» имеет одну из лучших скороподъёмность — 14 м/с.
«Привет из Поднебесной» Z-10
Пятое место Z-10, конечно, условно. В реальности машина из Поднебесной значительно уступает российскому вертолету Ми-28. И всё-таки если бы двадцать лет назад кто-то сказал, что Китай начнет производство своих ударных «вертушек» мирового уровня, его бы подняли на смех. Поэтому появление в 2009 году Z-10 стало сенсацией. С другой стороны, для военных специалистов в этом не было ничего удивительного, поскольку в его разработке участвовали инженеры консорциума Eurocopter, итальянской фирмы Augusta и ОАО «Камов».
Z-10 вертолет имеет узкий фюзеляж и две расположенные рядом друг за другом кабины. В первой – находится «пулеметчик» с нашлемным прицелом Head-Up Display, а сзади него и чуть выше – пилот. Всё жизненно важные узлы защищены бронированными плитами. Энергетическая установка включает в себя два двигателя PT6C-67C канадской корпорации Pratt & Whitney, каждый из которых обеспечивает мощность 1 531 л.с.
Считается, что китайская машина находится в том же классе, что и южноафриканский ударный вертолет AH-2 Rooivalk.
Автор: Кириллица