Оксана Тюпа, директор Школы Рекламных Технологий Advertising School и партнер рекрутингового агентства Снайпер, о том, что нужно делать, чтобы никогда не пройти собеседование.
1. Перед собеседованием ни строчки не прочесть о работодателе. А потом во время беседы удивленно переспрашивать, куда попал? Что это за компания? Неужели по производству гвоздей? Такое производство бывает? Гвозди всегда появляются из строительного гипермаркета!
Подобный конфуз возникает от того, что часто молодые, активные, амбициозные специалисты хотят делиться своим резюме со всем миром. И когда этот самый мир в ответ посылает настойчивых рекрутеров, алчущих свежей крови для своих корпораций, начинается путаница: «Кто звонит? На какую работу приглашают, в какую компанию?».
Отставить панику! Даже если вы уже забыли, в какую 101 компанию отсылали всю правду о себе и своем профессиональном опыте, не теряйтесь, извинитесь, уточните, куда именно вас приглашают, на какую должность и кто будет проводить собеседование (рекрутер/HR-менеджер/непосредственный руководитель).
2. Накануне судьбоносного свидания с работодателем сходить на вечеринку, потерять контроль и память. Потом все вспомнить, открыв свою страничку в социальных сетях, — а там фотографии грязных танцев на шесте с коктейльными зонтиками в прическе (потому что это невероятно красиво). И даже если у вас хватило ума и рассудительности не хвастаться своим незабываемым вечером, есть еще друзья, которые считают, что на танцполе вы необычайно хороши и такой красотой нужно делиться со всеми.
В общем, вы поняли — следите, чтобы на страницах в социальных сетях хотя бы перед собеседованием было побольше иллюстраций профессиональных достижений, демонстрации различных полезных KPI, а на всех фотографиях одна лишь сплошная готовность к личностному росту и развитию.
3. Опоздать! — и ни смущения, ни извинений. Это все пробки — за них пускай дорожные службы извиняются и блондинки за рулем.
Опаздываете, перезвоните и предупредите. Не можете найти офис на улице с запутанной нумерацией домов, когда сначала 25-ый, а потом неожиданно 44-ый и дальше таинственный переулок, не стесняйтесь, звоните, говорите, что заблудились, сбились со следа. А не бегайте от одного прохожего к другому и не чертите топографические карты в своем воображении.
4. Не смотрите в глаза во время собеседования, — и тут же любой рекрутер или HR-менеджер заподозрит во лжи и неискренности. Смотреть в глаза собеседнику нужно хотя бы раз в минуту и задерживать взгляд на 2-3 секунды. Как на свидании, только никакой томной поволоки и низменных страстей.
5. Просят рассказать о себе? Рассказываете долго и нудно все, с момента сотворения мира.
Тренируйтесь говорить о себе за 1-2 минуты главное. И побольше интриги, чтобы рекрутер сам захотел услышать, чем там у вас дело кончилось – все ли счастливы, начали жить поживать и добра наживать?
6. Признались во всех смертных греха, нераскрытых убийствах, и что яблоко Еве вы подсунули? — в общем, веселите, как можете, рекрутера во время стрессового интервью. Вопросами: «В каком возрасте впервые занялись сексом?», «Сколько денег проигрывали в казино?», «Почему люки круглые?» вас хотят проверить на стрессоустойчивость. Не нужно тут же отвечать всю правду. Юмор вам в помощь в таких ситуациях. Иногда можно просто напомнить, что вы пришли на собеседование по работе и хотели бы больше поговорить именно об этом.
7. Попросить высокую зарплату, потому что подскочили цены на маникюр, мохито, бензин и прочие мелочи жизни. Есть рыночные реалии, есть возможности у работодателя с одной стороны. А у соискателя есть жизненно необходимые расходы, как то аренда жилья, подорожавший проезд в транспорте, а еще нужно что-то периодически кушать. Требования по зарплате должны быть аргументированными и адекватными.
8. Чесаться, грызть ногти, жевать жвачку, а потом ее вынуть и приклеить под стол, чтобы закрепить эффект, – и весь этот яркий перфоменс во время собеседования. А чтобы впечатления остались неизгладимыми, надеть длинные звенящие серьги, крутящиеся кольца, пожеванный галстук. Некоторые обнажают не только свои профессиональные качества, но и душу через прозрачные блузки и глубокие декольте с разрезом до Южной Америки.
9. «Какие у вас к нам есть вопросы», — спрашивает рекрутер. И тут же безудержный шквал: что с отпускными? Когда выплачивается зарплата и будут ли ее повышать? Сколько можно беззаботно болеть в оплачиваемом больничном? То есть ведете себя, словно вас уже взяли на работу.
Если уж задают такой вопрос, то лучше полюбопытствовать о должностных обязанностях и как будет оцениваться результат труда.
10. «Мама, они там все идиоты!», — кричать уже возле лифта в телефонную трубку после того, как закончилась беседа в кабинете у работодателя. Запомните, собеседование начинается в тот момент, когда вам только позвонили и пригласили на встречу. А заканчивается, когда вышли из офиса. До этого за вами наблюдают сотрудники, камеры (служба безопасности не спит!), секретари (не сомневайтесь, они тотчас же сообщат о «странном типе»).
Словом, если вы все-таки решили не сидеть на шее у родителей и начать зарабатывать, запомните правила выше, чтобы их не повторять, и идите немедленно работать!