Среди родителей и педагогов часто можно встретить сторонников точки зрения, что особенно заниматься воспитанием детей не надо. А нужно позволить им делать все, что угодно. Мол, они сами достаточно мудры (что соответствует истине, в отличие от последующего далее вывода), а потому пусть развиваются естественно.
Есть и прямо противоположная теория, согласно которой ребенка нужно держать в «ежовых рукавицах».
Однако заблуждаются и те, и другие. Именно об этом и пишет в своей книге «Созидая Человека» знаменитый грузинский педагог Ш. Амонашвили:
«Может быть, дать детям волю? Пусть делают, что хотят и как хотят… Но это ни больше ни меньше как преступление перед детьми: мы будем губить их, оставляя в плену собственных импульсов и не направляя процесс развития способностей…
Может быть, тогда выберем другую крайность: заставлять, принуждать детей подчиняться воле своих воспитателей, воле взрослых?.. Такая точка зрения тоже имеет свои опоры в многовековой практике миллионов воспитателей.
Такая стратегия воспитания тоже не вызывает во мне особой симпатии. Я не могу принять ни хаотическое, было бы вернее сказать безответственное воспитание, ни императивное, тем более диктаторское.
Я выбираю другую позицию. Она не «золотая» середина между предыдущими, а совсем другая — гуманистическая. И основывается она на мудрой классической формуле: «Ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет»… Истинная гуманистическая педагогика — это та педагогика, которая способна добровольно расположить ребенка к воспитанию, способна возбудить в нем стремление, бессознательное и сознательное, воспитываться, быть воспитуемым».