Чтение — это полезно. Подтверждением этого служат сотни историй успешных людей, у которых есть общая страсть — любовь к книгам. Но чтобы книги действительно приносили плоды и помогали научиться новому, нужно перестать бездумно скользить глазами по строчкам и изменить сам подход к чтению. Давайте поговорим о том, как правильно читать.
Джордж Мартин (George R.R. Martin) однажды написал: «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрёт. Человек, который никогда не читает, проживает только одну».
Илон Маск (Elon Musk), CEO компаний SpaceX и Tesla Motors, убеждён, что чтение — самый быстрый способ обучиться. Участники дуэта Chromeo проводят большую часть времени в библиотеке, как и бизнес-магнаты Уоррен Баффет (Warren Buffett) и Чарльз Мангер (Charlie Munger), которые могут провести за этим занятием целые дни.
Одно только чтение не может гарантировать успех, но большинство успешных людей объединяет любовь к словам.
Но самое интересное — как они читают. Они не просто впитывают слова, а пытаются превратить новое знание в действие. Вот почему им необходимо удерживать в памяти информацию, а это непросто даже для самых ярких умов.
Спросите себя, можете ли вы пересказать содержание статьи, которую вы прочитали буквально 10 минут назад. А что насчёт биографии, которую вы с трудом дочитали в прошлом месяце? Как много романов исчезло из памяти, как только вы отложили книги в сторону?
Скорее всего, как и у большинства людей, ваши способности к запоминанию намного ниже, чем хотелось бы. Не имеет значения, как много вы читаете, если сравнить это с тем, как мало вы запоминаете. И в этом отношении у вас больше общего с героем Гая Пирса (Guy Pearce) из фильма «Помни», чем с героем Брэдли Купера (Bradley Cooper) из «Областей тьмы».
Поэтому мы предлагаем вам кардинально изменить подход к чтению, чтобы научиться запоминать как можно больше и применять полученные знания в жизни.
1. Определите цели
Для того чтобы научиться чему-то, в первую очередь вы должны понять, зачем вы читаете. Ваша цель, ваша главная задача должна стать вашей путеводной звездой. Она будет ограждать вас от бесполезной информации, например от статей с заманчивыми заголовками или пустяковых «интересных фактов».
Цель будет направлять вас к полезной информации, способствовать развитию читательских предпочтений. Благодаря пониманию основополагающей цели вы перестанете читать бездумно (хотя этого иногда так хочется). Вам нужно придерживаться «информационной диеты», и определить свою цель — это первый шаг на этом пути.
Какие книги выбирать? В двух словах все, что соответствуют вашей цели и интересам. Главное — расставить приоритеты и с умом распоряжаться временем.
Например, ваша цель — добиться повышения в отделе продаж. Это значит, что вы должны уметь продавать и управлять людьми. Сначала вы читаете лучшие книги по техникам продаж и управлению, а в дополнение — книги по психологии, саморазвитию и мотивации. Это поможет вам избегать кликабельных статей с устаревшими теориями о продажах и популярных бизнес-книг, в которых практически нет полезной информации.
Ваша цель заполучить работу поможет проложить маршрут сквозь разные книги. Когда вы заканчиваете чтение о продажах и психологии, ваша цель ведёт вас к изучению биографий лучших продажников: вам захочется понять, как им удалось добиться успеха. Или вы захотите узнать, как управлять офисной политикой или работать на свой бренд. Ваша путеводная звезда будет держать вас на правильном пути.
А что насчёт изучения ради изучения? Любопытство — тоже отличная причина для чтения, если оно не идёт вразрез с вашими основными целями. Например, если вы собираетесь улучшить свои знания о маркетинге за следующие три месяца, а 100% свободного времени читаете о дайвинге, это вряд ли назовёшь эффективной тратой времени. Но если вы будете 75% времени читать о маркетинге, а 25% — о дайвинге, это не только безопасно для ваших интересов, но иногда даже полезно.
Но вне зависимости от ваших целей, постоянно изучайте меню вашей информационной диеты, словно вы на настоящей диете, чтобы быть уверенным, что вы получаете все необходимые питательные материалы.
Оцените значимость ресурсов, на которые вы заходите чаще всего, и обращайтесь только к тем, что приносят пользу. В мире, который заваливает вас информацией, критически важно осознавать, что вы читаете.
2. Будьте в
овлечены в чтение
Чтение — это в большей степени разговор, чем лекция. Читая чьи-то слова, вы вступаете в немой диалог с автором. Вы можете поддерживать разговор и запоминать информацию на многие годы или позволить автору «договорить» до конца книги, а потом дать словам исчезнуть из памяти. Лучший способ научиться — поддерживать беседу.
Поэтому, когда читаете, не позволяйте своим глазам просто скользить по страницам. Размышляйте о материале. Выделяйте или отмечайте куски текста, которые кажутся важными или спорными. Устанавливайте связи с уже прочитанными книгами и статьями. Записывайте свои вопросы, свои идеи, свои впечатления. Если с чем-то вы испытываете трудности, делайте заметки.
Взаимодействуя с материалом, а не просто пассивно поглощая информацию, вы ведёте внутренний диалог, благодаря которому сможете запоминать намного больше.
3. Не читайте быстро
В век эффективности мы стараемся овладеть информацией так быстро, как только возможно. Но чтение требует времени. Вся польза от него проявляется не сразу, обычно после прочтения значительной части книги.
Скорость чтения — это навык, который можно и нужно доводить до совершенства. Но способность быстро впитывать слова за счёт обработки основной информации приходит с опытом, сама собой. Ваш мозг будет тем быстрее обрабатывать язык и идеи, чем чаще вы будете взаимодействовать с ними. Поэтому для начала вспомните свою основную цель: вы хотите добавить книгу в чек-лист или на самом деле научиться чему-то новому?
Другое преимущество чтения заключается в том, что вы получаете удовольствие от самого процесса. Без избитой философии, высшая цель жизни — это радость. Некоторые идеи слишком важны, в них слишком много вложено, чтобы пробежаться по ним глазами. Помните, что ваша цель — научиться, а не прочитать как можно больше книг.
4. Выбирайте формат, подходящий именно вам
Выбирайте тот формат, который подходит вам лучше всего и который больше соответствует вашим целям: бумажная книга, электронная или аудио.
Для некоторых людей основной способ получения информации об окружающем мире — это восприятие на слух, их называют аудиалами. И для них наиболее предпочтительный формат — аудиокнига. Пока одни засыпают под аудиокнигу, как на лекции, другим, наоборот, удобнее воспринимать информацию на слух. Аудиоформат даёт больше возможностей для чтения в движении (пока едешь на поезде или в автомобиле или занимаешься в спортзале) и незаменим для людей, которые слишком подвижны и не могут долго усидеть на одном месте с книгой в руках.
Электронная книга имеет ряд преимуществ перед бумажным аналогом. Ридер или смартфон с приложением для чтения компактнее книжного шкафа. Электронная версия в разы дешевле, ведь львиную долю стоимости печатной книги составляют расходы на бумагу, типографские работы и транспортировку. Долгий издательский процесс сокращается, и книга раньше доходит до читателя. Кроме того, стало проще достать любую книгу. Вряд ли жители крупных городов сталкивались с подобной проблемой, а вот в регионах, где с книжной инфраструктурой не всё гладко, это актуально.
Но чтение — это нагрузка на глаза. И даже от самых современных электронных дисплеев глаза устают быстрее, чем от традиционных книг. Не спасают ночной режим и возможность регулировать подсветку. В этом плане хороши электронные чернила, но даже они далеки от совершенства.
С чтением электронных книг связаны и определённые психологические барьеры. Мы привыкли к беглому чтению с экрана — взгляд перепрыгивает со строчки на строчку, ищет самое важное, пропускает целые абзацы. Поэтому, когда открываешь читалку, сложно быстро перестроиться, внимание рассеивается. Чтение печатной книги всегда более вдумчивое и размеренное.
5. Записывайте и пересматривайте
Осмысление прочитанного — это ключевой момент, и оно не должно прекращаться, как только вы закончили читать книгу.
Время от времени обращайтесь к излюбленным отрывкам — это лучший способ удержать в памяти самые важные части книги. Это поможет применять на практике уроки, когда возникает подходящая возможность или идея.
Поэтому, когда вы закончите читать книгу, возвращайтесь к отрывкам, которые вызвали наибольший интерес, делайте заметки. Для организации заметок можно использовать Evernote — простой и удобный инструмент, в котором можно проставлять теги, а
значит, с лёгкостью отыскать нужную заметку. Или просто заведите блокнот или журнал.
Какой бы инструмент вы ни использовали, не забывайте о том, что впоследствии вам будет нужно возвращаться к своим заметкам, поэтому обязательно продумайте систему тегов и заголовков. Подходит простая система: кто сказал, о чём цитата, статья или книга, тема и так далее. Нужный отрывок впоследствии будет проще найти.
6. Обрабатывайте и анализируйте
Великолепной фотографической памятью обладают единицы. Если вы не можете этим похвастаться, со временем вы будете забывать большую часть прочитанного. Поэтому, как говорится, повторение — мать учения.
Учить заново — это естественная и необходимая часть любого обучения.
Писатель и бизнес-тренер Рамит Сети (Ramit Sethi) рекомендует интересную методику: каждые 4–6 недель он выделяет 40 минут, чтобы пересмотреть свои заметки и аннотации к книгам и статьям. Неважно, когда была сделана заметка: месяц, год или три года назад, Рамит выбирает те заметки, что подходят по теме к тому, над чем он сейчас работает.
Книги не могут напомнить о себе. Поэтому приходится напоминать себе самостоятельно, какие знания нужно освежить, погружаясь в новую тему.
Разработайте систему проверки своих записей. Например, делайте ежемесячный обзор последних заметок или отбирайте по тегам те, что потребуются вам в работе, для саморазвития или для налаживания отношений с другими людьми. Анализировать заметки можно последовательно или случайно.
7. Используйте на практике новые знания
Вы следуете нашим советам, и у вас накопился большой запас знаний. Появляется логичный вопрос: что делать со всем этим материалом? Конечно, применять его на практике!
И начать нужно с правильных вопросов. Спрашивайте себя: согласны ли вы с прочитанным или считаете, что автор заблуждается? Что делает прочитанный текст таким особенным? Почему автор поднимает эту проблему? Как его аргументы соотносятся с вашими личными убеждениями? Появились ли у вас вопросы? Заинтересовала ли вас книга? Честно отвечая на подобные вопросы, уже в процессе вы сами поймёте, каким способом можете использовать новые знания себе на пользу.
Результаты необычного исследования в книге по психологии можно отправить коллегам, чтобы сделать совещания более продуктивными. Методика продаж, с которой вы не согласны, может стать поводом для обсуждения на работе на следующий день. Хорошо написанный текст о дружбе вдохновит возобновить общение со старым другом. Или, может, вы не можете разобраться, что думаете по поводу прочитанного, — это начало для плодотворной дискуссии с друзьями.
Ключевой вопрос, направляющий этот процесс: «Почему?» Почему книга подвигает вас к действию? Почему вы согласны или не согласны? Ответ на все эти «почему» поможет вам приблизиться к ответу на вопрос «Как использовать материал в жизни?»
Если вы узнали о новой маркетинговой концепции, потратьте пять минут и подумайте, почему она у кого-то работает и как её можно использовать в работе вашей компании. Если появляются новые вопросы или вы замечаете пробелы в своих знаниях, продолжайте искать новые источники и повторяйте этот процесс снова и снова.
И ещё. Когда используете знания в жизни, записывайте результаты и выводы.
8. Собирайте книги и статьи и делитесь ими
С правильным подходом чтение может изменить вашу жизнь. А иногда — и жизнь людей вокруг вас. Столько замечательных идей пылится на полках!
Публикуйте заметки в блоге. Ценные идеи могут оказать поддержку другим, пригодиться им в работе и жизни. В этом случае ваша цель не выглядеть умным, а продлить срок службы идей, которые помогли вам.
Работа — подходящее место, чтобы делиться своими идеями. Вы можете наладить сотрудничество с коллегами, рассказывать им о результатах исследований, делиться отрывками из книг, мнениями экспертов. Большинство не занимается этим на работе, из-за чего любой обмен знаниями становится исключительным событием.
Несмотря на кажущуюся простоту, каждый из этих советов может серьёзно изменить ваш подход к чтению и объём усваиваемого материала. Следуйте за своим любопытством, решайте задачи, читайте целенаправленно. Ведите мысленный диалог с книгой или статьёй. Делайте заметки и постоянно к ним возвращайтесь. Думайте, как можно использовать извлечённые уроки в жизни. Дели
тесь своими находками с друзьями, родными и коллегами. И тогда вы увидите, как много полезного вы берёте от каждой книги, поста в блоге и статьи.
Помните, знания — это потенциал. Но чтобы его реализовать, нужно запоминать и использовать знания. Поэтому читайте с удовольствием!
Автор: Лера Мерзлякова