Принципы Бобат терапии были разработаны супружеской парой из Чехии в 30–40-х годах ХХ века. Берта Бобат, работая, физическим терапевтом с инсультными больными и больными, перенесшими травмы центральной нервной системы, а затем с детьми с патологией нервной системы, отметила, что определенные действия вызывают положительные сдвиги у ее пациентов. Так же она выяснила, что у детей нейрореабилитация дает еще лучшие результаты, чем у взрослых, и что знания и навыки, полученные от реабилитологов разного профиля, существенно обогащают методику и расширяют ее возможности. Своими наблюдениями и открытиями она делилась со своим мужем Карелом Бобат, который в то время был профессором неврологии и психиатрии, он же, впоследствии, научно обосновал этот практический опыт с позиций представлений о развитии и компенсаторных возможностях нервной системы.
Основной идеей метода стало взаимодействие психики с телом, вследствие которого лечению подвергался не отдельный орган, а организм в целом. Преследуемая цель – выработка управляемых, целесообразных и осознанных движений с параллельным снижением мышечных спазмов и напряжения. В наше время бобат терапияя признана медицинским сообществом как один из наиболее эффективных подходов в реабилитационной работе с пациентами, имеющими органические поражения, пороки развития ЦНС, неврологические последствия других заболеваний.
Суть Бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и различных влияний (зрительных, слуховых, тактильных, изменения положений тела в пространстве и относительно окружающих предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательным условием является применение стимулов в определенной последовательности, которые должны совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.
Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте с рождения, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве — до трехмесячного возраста, когда происходит период первичного накопления сенсорной информации. Нет строгих критериев участия ребенка в процессе реабилитации по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях.
Кабинет Бобат-терапии оборудован как игровая комната и сами занятия выглядят как игра. Каждая предмет- игрушка в руках Бобат-терапевта является «стимулятором», который раскрывает генетический потенциал развития нервной системы и препятствуют формированию стойких патологических стереотипов. Врач четко знает, какой из предметов и каким образом предложить ребенку в определенный момент для достижения целей.
С первой минуты нахождения пациента в кабинете происходит процесс Бобат терапии, и переносится родителями, родными или самими пациентами в привычные для «больного»
домашние условия. Родители и родные должны оставаться основными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного. Они, как правило, обязательно присутствуют на сеансах Бобат-терапии и учувствуют в процессе. Обучение родителей/родных элементам нейродинамической терапии — тяжелый труд, который требует от реабилитолога терпения и педагогических навыков. На повторных сеансах специалист оценивает результаты проделанной работы, корригирует элементы терапии или вводит новые, по мере приобретения и закрепления пациентом навыков, необходимых для перехода на следующий уровень развития. Бобат-терапия — это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура.
Для достижения результата Бобат терапия должна войти в ритм жизни семьи, применяться так часто, на сколько это возможно и на сколько хватает терпения у родителей или родных, в идеале — круглосуточно и круглый год. Она должна стать элементом повседневной жизни: во время сна, прогулок, простого отдыха, чтения книг или игры.