Ленд-лиз. Военная помощь союзников | vyshen.ru - онлайн журнал

Ленд-лиз. Военная помощь союзников


Все мы знаем, что во время Великой Отечественной войны Америка и Англия помогали Советскому Союзу техникой и продовольствием. Однако в советское время было принято всячески занижать объемы оказанной помощи. Наши историки доказывали, что без нее вполне можно было обойтись и она имела малое значение. Но так ли это? Попробуем разобраться.
Обычно, говоря об объеме поставок продукции промышленного производства союзниками, советские историки использовали цифры, приведенные впервые в послевоенные годы в выступлении председателя Госплана Н. Вознесенского. Он заявил, что доля западных поставок соответствовала лишь 4 % от общего объема производства в СССР в военный период. Западные же историки приводят более высокие цифры — от 7 до 11 %.
Сталин звонит Рузвельту:
— Почему поставки по ленд-лизу задерживаются?
— Докеры бастуют.
— Разве у вас нет полиции?
Быль

Кандидат исторических наук А. Почтарев в своей публикации в «АиФ» пишет: «Союзники поставили нам автомобилей почти в 2 раза, пороха почти в 3 раза, телефонного провода в 15, а паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в СССР в годы войны. Зачастую поставлявшейся технике — вездеходам, радиолокационной аппаратуре, гидроакустическим станциям, электронасосам, пневмоинструментам, многоканальным телефонным станциям — в СССР вообще не было аналогов.
Объемы завезенного к нам продовольствия советские историки обычно указывали в тоннах, хотя знали о том, что в СССР ввозились, прежде всего, концентрированные или обезвоженные продукты. Однако расчеты калорийности — даже без учета пищевого спирта! — показывают, что полученного по ленд-лизу продовольствия было достаточно для того, чтобы кормить Красную Армию в течение ВСЕЙ войны».
Крайне редко в отечественной историографии встречаются признания в том, что ленд-лиз стал для СССР легальным каналом промышленного шпионажа. Судовая автоматика, двигатели, радары, радиостанции, оргстекло, водолазное и судоподъемное оборудование, штурманско-навигационные приборы — все это беззастенчиво копировалось советскими конструкторами и запускалось в производство.

В советское время наши историки зачастую рассуждали о злонамеренных кознях союзников, якобы с какими-то своими нехорошими целями срывавшими графики поставок. На самом деле опоздания объяснялись нехваткой плавсредств. С одной стороны, морские транспорты союзникам нужны были для подготовки и проведения операций в Северной Африке и Тихом океане. С другой, немецкий флот, особенно подводный, прилагал максимум усилий, чтобы корабли с ленд-лизовскими поставками не доходили до наших берегов. Но при первой же возможности союзники стремились компенсировать отставание.
Зачастую в том, что график поставок не соблюдался, были виноваты вовсе не американцы с англичанами. В советских портах из-за неразвитой инфраструктуры зачастую скапливались завалы ленд-лизовских грузов.
Множество ошибок (особенно на первых порах) было допущено представителями советских закупочных организаций, плохо знакомых со спецификой американского промышленного производства. Бывало и такое, что наши представители делали крупные заказы, а затем от них неожиданно отказывались.
Еще один распространенный миф о помощи союзников в годы второй мировой войны — это миф о том, что за ленд-лизовские поставки нам пришлось уплатить огромные деньги. Однако на самом деле подавляющее большинство грузов мы получили бесплатно. Американцы не требовали от СССР деньги за военные материалы и оборудование. К оплачиваемым относились лишь гражданские поставки, продолжавшиеся до 20 сентября 1945 года, да и те, в конце концов, нашей стороной оплачены не были. По данным специалистов, США предоставили помощь Советскому Союзу на 9,8 миллиардов долларов, а обратно получили всего на 2,2 миллиона.

И напоследок одна веселая история, связанная с поставками по ленд-лизу, в изложении Ю.Б. Борева: «Сталин в память о Москве сделал Гарриману (посол США в Советском Союзе в 1943–1946 гг. — СМ.) подарок — пленку фильма «Волга-Волга». Гарриман был озадачен. Члены американского правительства несколько раз просмотрели этот фильм, пытаясь разгадать смысл странного подарка. Обратили внимание на песенку:
Америка России подарила пароход —
Огромные колеса, ужасно тихий ход.

Решили, что это намек на качество ленд-лизовских «подарков». Однако на самом деле никакого намека в этом подарке не было. Просто Сталин любил этот фильм и хотел доставить гостю удовольствие».