У бизнеса бывает проблема — большая дебиторская задолженность: кто-то много должен, а на текущие расходы средств не хватает. Причины могут быть разные: например, поставщик продает товары с отсрочкой платежа. Из-за этого у него растет дебиторская задолженность — право требовать оплату с покупателей. С одной стороны, поставщик знает, что ему должны и через полгода он получит большую сумму. С другой — эти полгода надо платить налоги, зарплату работникам и аренду, а на какие деньги — неясно. Такую проблему решает факторинг.
Возьмем для примера сахарный завод. Завод покупает у агрофирмы свеклу, перерабатывает ее в сахар и отдает на реализацию торговым сетям. Торговые сети получают выручку только после реализации товара — через три месяца. Агрофирма работает наоборот: продает свеклу только на условиях 100% предоплаты.
В результате у завода иногда возникают кассовые разрывы: надо оплатить 1 млн рублей за поставку свеклы, а 1,5 млн рублей за проданный сахар еще не поступили. Чтобы преодолеть кассовый разрыв, можно взять кредит, но это не всегда удобно: банк может попросить в качестве обеспечения кредита залог или поручительство.
С другой стороны, право потребовать с кого-то оплату само по себе имеет ценность. Его можно продать и получить деньги сразу. Например, завод может за 1,2 млн рублей уступить тому же банку право получить деньги с торговых сетей. В результате завод оплатит очередную поставку свеклы и останется еще 200 000 рублей. Но это еще не факторинг, а договор уступки требования.
Такая схема финансирования все равно не устраивает завод. Ведь ему нужно только 1 млн рублей, а при уступке долга в 1,5 млн за 1,2 млн он теряет 300 000 рублей. Однако за меньшую сумму банк не согласен покупать долг, поскольку он рискует, что покупатель вообще не заплатит. В результате стороны приходят к компромиссу: банк сразу выплатит заводу 1 млн рублей, когда получит всю сумму долга — вернет заводу еще 500 000 Р. За это завод заплатит банку комиссию — 200 000 Р.
Из примера видно, что выгоду получат обе стороны. Но, кроме прямой выгоды в финансах, есть и другой момент. У завода нет ресурсов, чтобы взыскивать задолженность, если сети вовремя не оплатят долг. А банк поручит своим экономистам мониторить оплату, а при необходимости привлечет юристов, чтобы взыскать просрочку. Завод сэкономит на экономисте и юристе еще 200 000 Р. Это уже стоимость факторинга: банк не только покупает право требования, но и оказывает услуги, которые позволяют вернуть долг. Завод и банк совместно заинтересованы в погашении задолженности.Что делать? 16.10.18
Стороны факторинга. В факторинге участвуют три стороны:
- Клиент.
- Должник.
- Финансовый агент.
Финансовый агент — лицо, которое оказывает клиенту услуги сопровождения денежных требований. Иногда финансового агента называют фактором — это синонимы. Финансовым агентом может быть любая коммерческая организация, включая банки.
Клиент — лицо, которое уступает фактору денежные требования и оплачивает его услуги.
В нашем примере банк — это фактор, завод — клиент, а торговые сети — должник.
Законодательное регулирование. Нормы о факторинге содержатся в главе 43 ГК РФ. В 2018 году в нее внесли существенные изменения.
Раньше факторинг понимался как купля-продажа права требовать оплату за проданные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Но такое определение было похоже на другой договор — уступки требования. Кроме того, оно не соответствовало международной практике, по которой факторинг — это всегда комплекс услуг.
В 2014 году Россия присоединилась к международной Оттавской конвенции по факторинговым операциям и через четыре года скорректировала содержащееся в гражданском кодексе определение факторинга.
Теперь факторинг — это комплекс услуг по погашению задолженности, которые финансовый агент оказывает за уступку этой задолженности.
Набор таких услуг собирается как бутерброд. Есть основной элемент, своеобразная булка для бутерброда: клиент уступает денежные требования фактору и оплачивает его услуги. Есть начинка, которую выбирают стороны: минимум две услуги из следующего перечня:
- Финансирование, в том числе в виде займа или предварительного платежа.
- Учет требований клиента к третьим лицам.
- Реализация требований к должникам, например требовать оплатить долг, получать платежи от должников.
- Проверка, контроль или взыскание залога, взаимодействие с поручителями или страховыми компаниями.
По желанию стороны могут добавить «посыпку и соус» — дополнительные услуги. Например, ведение бухгалтерского учета, обработка реестров должников, инвентаризация дебиторской задолженности, страхование и т. д.
Отличия от цессии. Цессия — это просто уступка требования. По цессии тот, у кого есть право требовать что-то, передает это право другому лицу. Договором цессии часто оформляют продажу долгов.
Например, у МФО не получается взыскать с заемщика долг в 100 000 Р. МФО продает этот долг коллекторскому агентству за 20 000 Р. За 20 000 Р коллекторское агентство приобрело право требовать с заемщика 100 000 Р.
Цессия — обязательный элемент факторинга: за оказанные услуги клиент уступает фактору денежные требования. Но факторинг не ограничивается цессией. Кроме цессии факторинг включает в себя элементы других договоров: займа, купли-продажи, оказания услуг.
При цессии допустима уступка как денежных, так и неденежных требований, например можно уступить право забрать товары со склада продавца. При факторинге же допускается только уступка требований заплатить деньги.