Быть вундеркиндом не так приятно, как думают некоторые. В то время как одаренные дети в своем развитии опережают «средних» по многим параметрам, их собственное развитие может быть неравномерным. Например, их умственное развитие (особенно речевое) часто намного превышает эмоционально-личностное. Поэтому взрослые не должны ставить перед одаренными детьми нереальные задачи в чувственной области, основываясь только на том, что они не по годам развиты умственно. В то же время учителям одаренных детей следует придерживаться индивидуального подхода к ним.
Многие столетия вундеркинды (от немецкого «чудо-ребенок») изумляли как ученых, так и обычных людей своими удивительными, а порой даже сверхъестественными способностями постигать вещи, выходящие за рамки понимания не только обычных людей, но даже самых образованных профессоров.
Но обычно за уникальный дар детям приходится платить дорогую цену. Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Увы, нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, слишком их перегружали, не оставляли своим отпрыскам времени на простые радости детства, а это приводило как к телесным, так и к психическим недугам.
Доктор психологических наук профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех закончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»… Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что многочасовыми изнурительными занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.
Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они, часто сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов. Не только для развития личности ребенка, но и для его дарования».
Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Очень часто бывает так, что вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у бывшего вундеркинда зачастую приводит к тяжелым душевным травмам.
Родителям «чудо-детей» (а попытаться определить, относится к ним ваш ребенок или нет, можно с помощью приведенного ниже теста), если они заботятся о ребенке, а не о своих корыстных интересах или тщеславии, стоит задуматься, лишать ли ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений.
Тест «Не прозевайте вундеркинда»
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие, черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей — заметить и развить скрытые способности и задатки. Вот тут-то и может оказать родителям услугу предлагаемый тест.
1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно — 7 очков, с помощью кого-то — 5 очков.
2. Читает много книг, причем быстро — 2 очка.
3. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями или энциклопедиями — 2 очка.
4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении — 1 очко.
5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше него — 2 очка.
6. Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным — 2 очка.
7. Задает много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик — 2 очка.
8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы — 1 очко.
9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивое обобщение (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-то) — 2 очка.
10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.
11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам — мытье пола, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.
12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого — 2 очка.
13. Любит шутить и обладает чувством юмора — 2 очка.
14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины — 2 очка.
15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки — 2 очка.
16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники — / очко.
17. Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все самостоятельно — 2 очка.
18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и всем, что касается праистории, то есть нашего изначального бытия — 2 очка.
19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.
20. Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, и он во всем ищет гармонию — 2 очка.
Вот и весь вопросник вашего «вундеркинда», если он таковым является, а это зависит от того, сколько очков наберется при подсчете. Следует учесть, что объективность тестирования зависит от точности ответов на вопросы.
Подсчитайте очки. Если вы их набрали от 10 до 13 — это говорит о том, что ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, вам надо позаботиться об организации его обучения для их развития.
Кто такие вундеркинды? Тест «Не прозевайте вундеркинда» для вашего ребенка
- Интересные забавные факты о часовых поясах. Линия перемены дат
- Почему беременная женщина на Руси считалась «нечистой»