Маркетинговые исследования строительных рынков можно условно подразделить на исследования двух типов: непосредственно рынка строительства и рынка строительных материалов.
Данные рынки тесно связаны друг с другом. Действительно, увеличение потребления строительных материалов прямо пропорционально росту объемов строительства недвижимости. К тому же, каждое из вышеуказанных исследований преследуют одни и те же цели:
лидерство в определенном сегменте строительного рынка;
предоставление качественных услуг по привлекательной цене.
При этом каждый из них имеет свои особенности.
маркетинговое исследование рынка строительства можно проводить по многим направлениям: от анализа объектов недвижимости до изучения покупательской активности, от исследования уровня конкуренции до анализа предоставляемых на рынке услуг.
В сфере строительства маркетинговые исследования проводятся по двум направлениям:
Анализ рынка товаров и услуг, предоставляемых строительной организацией;
Обеспечение стабильного уровня сбыта в условиях конкуренции.
Каждая из них решает свой круг задач. Первое направление включает проведение комплексного анализа рынка строительства и выявления основных его показателей, а именно:
обзор рынка недвижимости;
конкурентный анализ;
исследование предпочтений потребителей;
анализ цен на строительные материалы;
анализ предоставляемых риторских услуг;
выявления внутренних и внешних факторов, влияющих на рынок строительства;
прогнозирование развития рынка недвижимости на ближайшие годы.
Второе направление заключается в подведении итогов по предыдущему этапу анализа и составлении определенной модели маркетинговой политики предприятия для успешного развития на рынке строительства в сложившихся условиях.
Что касается анализа рынков строительных материалов, то данные исследования имеют свои особенности. Основные из них — это многообразие производителей, широкий ассортимент предлагаемой продукции, достаточное количество товаров-заменителей и большая зависимость от состояния рынка недвижимости. При этом имеется свой определенный круг задач, обязательный для включения в маркетинговое исследование рынка строительных материалов:
выявление основных производителей и объемов их производства (по возможности);
исследование сопутствующих рынков;
анализ присутствующих на рынке товаров-заменителей;
получение информации по объему импорта и экспорта строительных материалов;
выявление наиболее потребляемого вида строительных материалов;
исследование основных потребителей строительных материалов;
прогнозирование потребления строительных материалов.
Маркетинговые исследования строительных рынков — очень трудоемкое, специфическое и дорогостоящее дело. Данный анализ может производить либо само предприятие (при наличии штатных аналитиков или опытных маркетологов), либо сторонняя исследовательская компания. В любом случае кто бы его не проводил, как и любое маркетинговое исследование, анализ строительного рынка преследует цель принятия верного управленческого решения. Последнее способствует благоприятному развитию рынка недвижимости и строительных материалов, что в свою очередь положительным образом влияет на многие экономические процессы. Действительно, развитие рынка строительства стимулирует увеличение инвестиционной активности. Инвестиции повышают хозяйственную деятельность, которая далее влияет на рост производства и т. д.