В этот раз в рубрике «Кино» журнал «Distortion» позволил себе коснуться личности Мартина Скорсезе (полное имя — Martin Marcantonio Luciano Scorsese).
Мартин Скорсезе – творец, мастер кино, признан одним из величайших режиссеров современности, представляющий кинематографическую элиту Америки; его имя связанно с так называемым «Новым Голливудом». К тому же еще актёр, продюсер и сценарист.
Мартин Скорсезе обладатель множества престижных кино- премий: «Оскар», «Золотой глобус», «Золотая пальмовая ветвь», «Эмми», «Серебряный лев», «Золотой Медведь», «Сатурн», «Сезар». В свои 72 года не собирается останавливаться на достигнутом, он вдохновлен и полон творческих замыслов.
«Сейчас более чем когда-либо мы должны говорить друг с другом, слушать друг друга и понять, как мы видим мир, кино является лучшим средством для этого»
Текст: АННА КОЛОМИЕЦ, Distortion
Во многих интервью последних лет Скорсезе упоминает о своей дочери Франческе Скорсезе, как идейном вдохновителе. Большую часть своих фильмов Скорсезе снял и снимает по мотивам реальных событий, с трепетом относится к классике кино и постоянно обращается к старым картинам разных режиссеров в своих работах. В 1990 году Мартин Скорсезе основал Фонд кино, который занимается реставрацией и спасением старых фильмов. Он снимает и художественное и документальное кино.
«Для меня грань между художественным и документальным фильмом весьма размыта. В основе того и другого — история и тот, кто её рассказывает. Самое главное — это личность рассказчика. И здесь важен твой режиссёрский подход: ты либо просто фиксируешь историю, либо интерпретируешь её. Я иногда занимаюсь и тем, и другим. А ведь стоит тебе интерпретировать историю, и уже получается художественный фильм».
Мартин Скорсезе известен как мастер гангстерских фильмов, но он благополучно обращается и к другим жанрам, в которых оказывается не менее интересен зрителю. Скорсезе постоянно снимает в фильмах членов своей семьи. В большинстве случаев сам делает раскадровку фильмов. В творчестве подход к героям его картин особый, обнажается человеческая натура со всех сторон, жестокость, человеческие пороки, насилие, вместе с тем много страсти, чувственность … Тема религии неоднократно, напрямую или косвенно, пронизывает творчество Мартина Скорсезе. Для него очень важны детали, он очень скрупулезен, продумывает все до мелочей. Родной город Мартина, Нью-Йорк, полный противоречий, становится в творчестве одним из главных героев фильмов. Мартин также признаёт большое влияние на него «Французской Новой Волны».
Мартин Скорсезе родился в Нью-Йорке 17 ноября 1942 года, в так называемой «Маленькой Италии», его корни уходят на Сицилию, откуда прибыли в Америку его бабушка и дедушка. Его семья жила в маленькой общине итальянских американцев по соседству с украинскими и еврейскими общинами. У Мартина Скорсезе было особое детство, из-за астмы он не был активным участником бурной уличной жизни сверстников, а был больше созидателем, наблюдателем… И одним из его частых развлечений, позже ставших его страстью, стало кино. Он ходил в кинотеатр со своим отцом, братом, мамой. Он рос в католической семье, но это не мешало маме Скорсезе водить Мартина на ее любимые вестерны. Мартин Скорсезе в своих интервью часто упоминает о влиянии на его творчество режиссеров: Кинга Видора, Джона Хьюстона, Майкла Пауэлла, Эмериха Прессбургера, Джона Форда, Элиа Казана, Бернардо Бертолуччи, а также Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, Рай Сатьджита, Микеланджело Антониони.
Учился Мартин Скорсезе в семинарии, планировал стать священником, позже в Нью-Йоркском Университете Искусства на отделении кино и телевидения, который закончил в 1964 году. «После окончания школы я пошел в семинарию, но они выгнали меня в конце первого года обучения за то, что я хулиганил во время молитв. Они посчитали меня головорезом» – такое признание прозвучало в одном из интервью режиссера. Студенческие работы Мартина привлекают внимание продюсера малобюджетных фильмов Роджера Кормана, который впоследствии дает Мартину деньги для съемок его первых короткометражек («Что такая симпатичная девушка как ты делает в таком месте как это?», «Это не только ты, Мюррей», «Конкретная стрижка»), и полнометражного дебюта в 1967 году «Кто стучится в дверь мою?»
В 1970 году Мартину Скорсезе повезло поработать ассистентом режиссёра у Майкла Уэдли, и монтажером, на съёмках знаменитого музыкального документального фильма «Вудсток: три дня мира и музыки». Лента о легендарном фестивале рок-музыки, который проходил под открытым небом в Вудстоке в 1969 году, в ней создан портрет поколения шестидесятых годов Америки. Фильм был удостоен премии «Оскар» в категории «лучший документальный фильм». В том же 1970-м Скорсезе снимает свой первый полнометражный документальный фильм «Уличные сцены», о протестах против войны во Вьетнаме. Фильм был очень актуален и выражал настроения американского общества того времени – там присутствовала хроника массовых антивоенных акций в Нью-Йорке и Вашингтоне, интервью участников протестов и комментарии самого Мартина Скорсезе.
1973 году Скорсезе решает снять немного другой фильм, вдохновленный той жизнью, которую в детстве видел в родной «Маленькой Италии», рождаются «Злые улицы» — один из самых личных фильмов режиссера. Мартин Скорсезе сам собирает команду для съемок. В этом проекте довелось сниматься Харви Кейтел и начинающему актёру Роберту Де Ниро, с которым в последствии они будут дружить и сотрудничать на протяжении всей жизни и до сегодняшнего дня. Фильм высоко оценила публика.
Следующей пробой оказался фильм снятый в 1974 году, «Алиса здесь больше не живёт», но фильм не получил наград, кроме «Оскар 75» за лучшую женскую роль (Эллен Бёрстин). А далее, в 1976 году с успехом выходит следующая картина «Таксист». Фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии «BAFTA» и 7 других премий. В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца, сходящего с ума ветерана Вьетнама Тревиса Бикла, идущего войной против пороков современной Америки.
В 1977 году Скорсезе прикоснулся к новому жанру в творчестве, на экраны выходит лирическая драма «Нью-Йорк, Нью-Йорк», с элементами комедии и большим количеством музыкальных номеров. В главных ролях Лайза Миннелли и Роберт де Ниро. Главная музыкальная тема «Нью-Йорк, Нью-Йорк» чрезвычайно популярна и сегодня. Отсутствие коммерческого успеха фильма привело Скорсезе к депрессии. Он стал невероятно много употреблять алкоголя и кокаина. Не смотря на это, в 1978 году выходят два документальных фильма «Американский парень» и «Последний вальс». В последнем был запечатлен заключительный концерт канадо-американской рок-группы «The Band», проходивший 26 ноября 1976 года. Эта работа Скорсезе была высоко оценена критиками и считается эталоном «концертного кино». Музыкальная дорожка картины вышла отдельной пластинкой.
Но случилось с Мартином Скорсезе, как говорят: «слетел с катушки» – передозировка наркотиками, внутреннее кровотечение, больничная койка. Все же удалось преодолеть недуг и Роберт Де Ниро вытащил Мартина с того света, предложив снять новую картину, вернув тем самым миру прекрасного режиссера.
«Единственным положительным моментом в употреблении наркотиков было то, что по мне это всегда было видно. Люди за меня волновались. Но я должен был впечататься в эту стену. У меня случился полный коллапс, и я попал в больницу. Тогда-то ко мне и пришел Де Ниро и предложил сделать «Бешеного быка». Я понял, что мне больше ничего не остается, кроме как вновь взяться за работу».
Оправившись после недуга, Скорсезе снял один из известнейших своих фильмов «Бешеный бык», драму о чемпионе мира боксере Джеке Ла-Мотта. Фильм ждал успех, он получил «Оскар» за лучшую мужскую роль и за лучший монтаж. Скорсезе вернулся к жизни и с вдохновением к работе, снимает «Король комедии», «После работы», «Удивительные истории», «Цвет денег» и, наконец, в 1988 году состоялась премьера скандально нашумевшей картины – «Последнее искушение Христа».
«В начале 1980-х я понял, что пришло время для иного подхода к библейскому кино. Надо было работать с тем, что Иисус на самом деле говорил и во что верил — сострадание и любовь. Снимать так, чтобы спровоцировать и заинтересовать аудиторию. Не повторять стиль старых библейских фильмов. Там персонажи говорили с английским акцентом. Диалоги порой были прекрасные, и выглядели фильмы замечательно. Но они не имели никакого отношения к нашей жизни — в реальности ты искупаешь грехи не в церкви, а дома и на улицах» – так в одном из своих интервью Скорсезе комментировал свой режиссерский подход в своей новой работе. В некоторых странах фильм «Последнее искушение Христа» был запрещен, многие религиозные группы выступили против картины, обвиняя режиссера в слишком вольной трактовке героя Иисуса.
И вновь гангстеры, «Славные парни» выходят на экраны в 1990 году. Ошеломительный успех и признание на кинофестивалях. А далее «Мыс страха», один из самых энергичных и взрывных фильмов Мартина Скорсезе. В 1993 году режиссер снимает одну из лучших своих картин, при этом делая огромное отступление от привычного стиля, мелодраму с Дэниелом Дэй-Льюисом и Мишель Пфайффер «Эпоха невинности».
В 1995 году выходит документальный фильм посвященный картинам раннего Голливуда «История американского кино от Мартина Скорсезе». Фильм охватывает период от становления американского кино, до начала 1960-х годов, в нем рассматриваются развитие разных жанров (вестерн, мюзикл, гангстерский фильм), идет рассказ о том, как режиссеры хотели разрушить стереотипы коммерческого кино, новых решениях технических и художественных, которые они открывали. В этом же году в прокат выходит фильм «Казино», гангстерское кино, в главных ролях с Роберт Де Ниро, Джо Пеши и Шерон Стоун. Фильм и одноименный роман основан на реальных событиях.
«Когда я снимал «Казино», я был очень зол на Лас- Вегас. Вам может нравиться Вегас, но это место исключительной жадности. Он всегда был вроде отражения Голливуда, отражения американской культуры. «I can’t get no satisfaction», как поют The Rolling Stones. Еще, еще, еще и еще. Бесконечное обжорство, пока все не лопнут. И это мое отношение заметно в фильме».
Следующую картину, которую снял Скорсезе, сам режиссер считает экспериментальной. «Кундун» – фильм о буддизме, вышедший в 1997 году. История о Далай-Ламе XIV, духовная биография религиозного и политического деятеля. В одном из интервью на вопрос, что же побудило Мартина Скорсезе обратиться к этой истории, он ответил: «Мой интерес к религиям и ритуалам. Я католик, но со временем я стал различать религию и дух. Не знаю, удалось ли мне это показать, но меня всегда интересовали способы достижения гармонии. Мы сознательно отказались от законов классической драматургии». В фильме снимались не актеры, а реальные люди, большее количество сцен было освещено керосиновыми лампами, а электричество появляется в фильме только в самом конце. «Благодаря» этой картине Мартину Скорсезе запрещен въезд в Тибет. Раскрытие сюжета, интерпретация истории, вызвало недовольство правительства Китая. В коммерческом смысле фильм провалился, но как утверждает Скорсезе, Студия не занималась его продвижением и фильм с трудом можно было найти в кинотеатрах.
Следующей знаковой лентой в творчестве Мартина Скорсезе стал фильм «Банды Нью-Йорка» 2002 года, который он мечтал снять в течении 30-ти лет. Еще в 1971 году у своих друзей ему в руки попала книга, которая, как Мартин позднее скажет: «Она вся была о местах, где я рос». Фильм обошелся в 97 миллионов, достаточно большой бюджет. Именно с этого фильма началось плотное и плодотворное сотрудничество с актером Леонардо Ди Каприо. В 2003 году Мартин Скорсезе был удостоен премии «Золотой глобус», как лучший режиссер за фильм «Банды Нью-Йорка». Еще снимая «банды», Скорсезе предложили приступить к «Авиатору» и он, с большим вдохновением, согласился. Причин для этого было много. Во-первых, эпоха 20-х,30-х,40-х очень привлекала мастера, во-вторых – сам сценарий, который был написан под Леонардо Ди Каприо, с которым Скорсезе вновь хотел поработать, и наконец, в третьих – сам персонаж легендарный продюсер, гигант киноиндустрии тех лет Говард Хьюз. Музой для режиссера послужил Голливуд.
А далее в 2006 году Мартин Скорсезе приступает к документальному фильму «Да будет свет» об истории рок-группы «The Rolling Stones». Снимает свой самый коммерчески успешный фильм «Отступники», ремейк популярного гонконгского триллера «Двойная рокировка». В главных ролях Мэтт Дэймон и, снова-таки, Леонардо Ди Каприо. Фильм занял первое место по дебютным кассовым сборам в США и Великобритании, получил отличные отзывы кинокритиков и ряд наград. Именно за эту картину Мартин Скорсезе наконец получил премию «Оскар 2007», как «Лучший режиссер», при этом номинирован до этого был шесть раз: в 1981 году – фильм «Бешеный бык», в 1989 – «Последнее искушение Христа», в 1991 – «Славные парни», в 2003 – «Банды Нью-Йорка», в 2005 – «Авиатор».
«Сущность морали после 11 сентября стала для меня подозрительна. Меня волнует, как мы живем, какие ценности мы исповедуем. Этот новый тип войны будет с нами еще долго. Наши дети его унаследуют. Как нужно себя вести в подобных обстоятельствах? Что правильно и что плохо в обстановке этой войны? В «Отступниках», на их уличном уровне, никто не может доверять другому. Все друг другу врут. Это то, что меня зарядило, Разозлило и Заставило взяться за дело».
Скорсезе продолжает экспериментировать и в 2010 году, покоряя новый жанр – психологический триллер, он берется за «Остров проклятых». И вновь с Леонардо Ди Каприо в главной роли. А уже в 2011 Мартин Скорсезе снимает детский фильм и впервые в 3D формате «Хранитель времени», повествующий о истории кино на примере сказочного пересказа биографии гения немого кино Жоржа Мельеса. Снять фильм Мартина Скорсезе попросила дочь Франческа и режиссер не смог ей отказать. «Радость находиться с детьми побудила меня сделать этот фильм» – сказал в одном из своих интервью. А о сложностях съемки на площадке поведал так: «Случилось так, что, каждый раз снимая ту или иную сцену, все остальные элементы были вовлечены, что приводило нас обратно к основам. И приходилось придумывать что-то новое для каждого кадра, для каждой сцены. Что было крайне интересно. Хотя немного напряженно с точки зрения времени и денег, и всего остального».Следующую картину Мартин Скорсезе снял благодаря Леонардо Ди Каприо, именно ему в руки попался сценарий, который он принес Мартину. В 2013 году выходит криминально-биографическая драма и одновременно «черная комедия» — «Волк с Уолл-стрит». Здесь показан жестокий и неистовый мир, гонка за деньгами, алчность, темные человеческие стороны души.
«Я злюсь не только на каких-то людей или на систему. Я злюсь и на себя тоже. И так всегда. По той или иной причине, но я всегда в плохом настроении. И ничего не могу с этим сделать. В работу всегда идет какое-то количество злости. Может быть, с возрастом ее становится меньше. Но все равно хватает. Поэтому у меня в фильмах так много юмора. Приходится, потому что все кругом абсурдно. Я сам человек абсурдный»
Хотелось бы еще упомянуть о новоиспеченном рекламном ролике «Прослушивание», который был снят для азиатских казино «Studio City» в Макао и «City of Dreams» в Маниле Мартином Скорсезе. В нем режиссер впервые снял своих любимцев-актеров Роберта Де Ниро и Леонардо Ди Каприо одновременно в одном проекте, до этого они не пересекались на съемочной площадке. Пока что мы можем наблюдать только трейлер в интернет ресурсах. В сюжете предстоящей короткометражки Роберт и Лео неожиданно сталкиваются в отеле для участия в одном проекте. Скорсезе объясняет идею и правила, вселяя героям дух конкуренции, к тому же в финале появляется еще и Брэд Питт. Борьба за роль у великого маэстро видимо будет жаркой.
«Мартин всегда прислушивается к мнению актеров как никто другой – и в результате создает мощнейшие образы и характеры. Очень интересно наблюдать за его работой. Мне кажется, он настоящий гений в области изучения человеческой натуры», – Леонардо Ди Каприо
30 января 2015 года в столице Тайваня Тайбэе планировался запуск съемок нового проекта Мартина Скорсезе «Молчание», экранизации романа японского прозаика Сюсаку Эндо. Но после несчастного случая, который произошел 28 января во время подготовки к съемкам, режиссер отложил запуск. Обрушилась декорация, крыша конструкции дома, погиб один строитель и трое человек получили травмы, сообщает The Express Tribune. Пока новой даты запуска проекта продюсеры не сообщили. На главные роли в «Молчании» утверждены Эндрю Гарфилд, Лиам Нильсон и Адам Драйвер, актеры, с которыми Мартин Скорсезе еще не работал. Фильм планируют снимать по большей части на японском языке. В «Молчании» открываются принципиальные вопросы христианской религии, в сюжете раскрывается судьба португальского священника-миссионера, который в XVII столетии приезжает в Японию и под угрозой пыток ему приходится формально отречься от веры, но при этом он продолжает тайно оставаться ревностным католиком.
«Становясь старше, время от времени ты должен выбирать, с кем сражаться. В молодости ты воюешь со всеми. Кажется, сейчас я стал немного мягче, потому что в конце концов в начале 1990-х многим в Голливуде понравилось то, что я делал. Они осмотрелись, а я все еще тут. Спустя 20 лет они сказали себе: «Эй, он все еще жив. Он снял много чего, и это было неплохо. Не принесло денег в то время, но было совсем неплохо». Оказалось, что когда мне нужны были деньги, почти в каждой студии находился человек, которому я нравился. Так что я прекратил бороться».
На сегодняшний день Мартин Скорсезе живет в родном городе Нью-Йорке. С 1999 года он женат на Хелен Моррис, с которой он воспитывает свою младшую дочь Франческу. Это пятый брак Скорсезе. Долгое время у режиссера была талисманом съемок его покойная собачка по кличке Зоуи (породы бишон-фризе). Собачка часто сидела на коленях у режиссера во время работы. Его жизнь – это кино, он не представляет своей жизни без съемок. Мартина Скорсезе можно назвать уже достаточно зрелым человеком, но как он сам сказал в одном из интервью: «…я не помню, чтобы говорил когда-нибудь о пенсии. Скорсезе не может уйти на покой».