Современная классика ужасов: Культовые хорроры 21 века - vyshen.ru - онлайн журнал

Современная классика ужасов: Культовые хорроры 21 века


Эти фильмы – не просто проходные ленты «на один вечер». Каждый из них оставил свой заметный след в истории жанра хоррора. Их цитируют, пародируют, ругают и возносят до небес. Их рекомендуют заядлым киноманам или смотрят «на спор». И когда, годы спустя, любителей фильмов ужасов попросят вспомнить самые знаковые картины начала XXI века, именно эти картины наверняка будут упомянуты в первую очередь.

КУЛЬТОВЫЕ ХОРРОРЫ 21 ВЕКА

2000

Громкая новость о катастрофе – крушении «Боинга 747» под Нью-Йорком – так зацепила сценариста Джеффри Реддика, что на ее основе он написал сюжет для эпизода «Секретных материалов». Впрочем, создатели сериала о похождениях бравых агентов сценарий отвергли, но он попал в нужные руки – кинокомпании «New Line Cinema» приглянулась идея о человеке, который предсказал трагедию, благодаря этому уцелел, но попал под прицел у самой Смерти. Так появился «Пункт назначения» – один из самых нестандартных слэшеров в истории кино. После выхода из кинозалов любители жанра еще долго с опаской смотрели по сторонам, ведь враг мог затаиться в самых привычных окружающих предметах.
Вторым знаковым для первого года нового столетия стал триллер «Американский психопат», снятый по одноименному роману Брета Истона Эллиса. Фильм нельзя причислить к чистому хоррору, но кровавых убийств в нем предостаточно, а сумасшедший убийца в блестящем исполнении Кристиана Бэйла стал настоящей иконой жанра. Кто еще смог бы с каменным лицом рассматривать новенькую визитку коллеги по работе, а спустя несколько часов кромсать его топором в бешеном экстазе под звуки любимой «Hip to Be Square»?

2001

Любители готических сюжетов о домах с привидениями с восторгом приняли ленту испанца Алехандро Аменабара «Другие». Первую скрипку в ней сыграла Николь Кидман – знаменитая актриса замечательно вписалась в атмосферу мрачной истории, покрытой туманом (в прямом и переносном смыслах). Но смотреть здесь можно и нужно не только на игру актеров, но и на крепко завязанный сценарий и неожиданный финальный твист, способный ошеломить самых заядлых киноманов. Фильм получил массу кинопремий как за лучшую женскую роль, так и за отменную режиссуру, а также прочно закрепился в рядах качественных мистических триллеров.
В совершенно другом направлении сыграл «Джиперс Криперс» – история брата и сестры, столкнувшихся с кровожадным чудовищем, пробуждающимся из спячки раз в 23 года. Его постановщик, Виктор Сальва, к тому времени уже успел снять примечательный хоррор «Дом клоунов» и запятнать свою репутацию педофильским скандалом, но, тем не менее, ему стоит отдать должное, ведь «Джиперс Криперс» никак не назвать стандартной или проходной лентой. Это чистейший авторский фильм ужасов, жуткий, интересно задуманный и прекрасно исполненный. Два года спустя вышел сиквел, а в скором времени ожидается и третий фильм, обещающий дать ответ на вопрос о происхождении чудовища.

2002

Колоссальный успех мистического триллера «Звонок», ставшего самым кассовым фильмом ужасов Японии, не остался незамеченным для Голливуда. Режиссер Гор Вербински решил перенести историю на американскую почву, изменив некоторые детали и пригласив на главную роль Наоми Уоттс, только что ставшую звездой благодаря «Малхолланд Драйву» Линча. И ожидания продюсеров более чем оправдались: Вербински снял ничем не уступающий оригиналу самобытный триллер, очень мрачный и очень страшный. Сюжет о проклятой видеокассете, убивающей каждого, кто ее просмотрит, через семь дней, заиграл новыми красками, став одним из лучших ремейков в истории кино и подняв волну переносов других азиатских хорроров в американскую среду. А девочка Самара с тех пор не обходит ни один топ жутких кинозлодеев.
Довольно весомым вкладом в историю такого жанра, как зомби-хоррор, стал «28 дней спустя» британского режиссера Дэнни Бойла, известного хитовыми картинами «На игле» и «Пляж». Картина выигрывает тем, что фокус в ней наводится не на войну героев с толпами живых мертвецов, а на психологические конфликты в обществе, пережившем апокалипсис – и порой в этом новом мире люди оказываются самыми опасными чудовищами. Фильм также заслуженно хвалили за прекрасную передачу давящей и мрачной атмосферы заброшенного Лондона и за эффектный саундтрек Джона Мерфи.

2003

Что посоветовать человеку, который хочет посмотреть эффектный мрачный боевик с щедрой сверхъестественной составляющей? С 2003 года киноманы точно знают, что в таком случае надо вспоминать «Другой мир» – стильный, жестокий и изобретательный хоррор-экшен, представляющий из себя очень вольную версию «Ромео и Джульетты» в декорациях войны вампиров и оборотней. Символом долгоживущей (недавно вышел уже шестой по счету фильм) серии является, конечно же, прекрасная и опасная Кейт Бекинсейл в роли вампирши Селин – эта боевая девица даже покруче, чем Элис из «Обители зла».
В более узких кругах хоррор-фэнов большую популярность снискал ужастик рок-музыканта Роба Зомби «Дом 1000 трупов». От Зомби мало кто ждал прорыва, но своей дебютной работой он все же немало удивил и порадовал как поклонников тяжелой музыки, так и любителей классических хорроров о фриках из захолустья. Режиссер показал себя преданным фанатом жанра, сняв разудалую, безумную и кровавую ленту в лучших традициях «Техасской резни бензопилой», что и позволило ему утвердиться в хоррор-нише: на 2017 год его фильмография насчитывает уже шесть полнометражных картин.

2004

Выросшая из зачетной работы начинающего режиссера Джеймса Вана и его друга Ли Уоннелла, «Пила» наповал сразила как критиков, так и зрителей по всему миру при мизерном бюджете в $1,2 млн. Чем же так порадовал аудиторию камерный психологический триллер? Замечательным, продуманным и непредсказуемым сценарием, мастерским нагнетанием атмосферы, драйвовым саундтреком и одним из самых запоминающихся злодеев в истории кино. Кровавый банкет немедленно получил продолжение – новая «Пила» радовала фанатов каждый Хеллоуин вплоть до 2010 года, после чего франшиза взяла перерыв с обещанием вернуться в ближайшее время с фильмом под номером «восемь».

2005

Фильм ужасов «Спуск» режиссера Нила Маршалла произвел у себя на родине настоящий фурор. Печатные издания величали творение британца «одним из самых страшных фильмов в мире», попутно расхваливая умелую режиссуру, убедительные натуральные съемки и зубодробительно напряженный сюжет. И эти отзывы были вполне заслуженными, поскольку история подруг-экстремалок, спустившихся в горную пещеру и столкнувшихся с первобытным злом, действительно замечательно снята с вниманием к деталям и отличным знанием психологии страха. «Спуск» и по сей день остается настоящим эталоном клаустрофобического хоррора и заставляет все новые поколения зрителей заново ощутить детский страх темноты.

2006

Экранизации видеоигр к 2006 году еще не были на грани исчезновения, но попытки грамотно перенести популярные игровые вселенные на большие экраны все же удавались крайне редко. Так что фильм Кристофа Ганса «Сайлент Хилл» можно смело считать успешным. Довольно далеко отойдя от первоисточника, он все же уверенно вписался в общую мифологию популярной игры от «Konami» и впечатлил как геймеров, так и зрителей, впервые о ней слышавших. Создатели со вниманием подошли и к построению жуткой атмосферы туманного города, и к воплощению жутких чудовищ, его населяющих (большая часть из которых была сыграна профессиональными хореографистами).
Еще одним важным явлением в жанре является корейский фантастический триллер «Вторжение динозавра». И это не просто очередная лента о схватке с чудовищем, как может показаться на первый взгляд – у фильма есть мощный политический подтекст о реальных событиях 2000 года в Сеуле, когда по приказу американского военного в канализационную систему было слито токсичное вещество. Никакого динозавра при этом, конечно же, не появилось, но инцидент сопровождался довольно громким скандалом, который не обошли вниманием и киностудии. Картина стала настоящим национальным феноменом, гордо приняв звание «самого кассового южнокорейского фильма в истории».

2007

В этом году на киноарену вырвался, пожалуй, самый значимый хоррор начала XXI века. Начинающий режиссер Орен Пели снял «Паранормальное явление» вместе с двумя друзьями прямо у себя дома на дешевую по операторским меркам камеру, а на выходе получил мегахит, более чем в 13 тысяч раз окупивший скромный бюджет (и ставший самым прибыльным фильмом в истории), а также надолго задал направление современным ужастикам. Фильмы жанра «мокьюментари» (или «найденные пленки») возродились из пепла, где пребывали со времен успеха «Ведьмы из Блэр», и десятки подражателей заполняют киноэкраны и по сей день, а сама франшиза Пели получила еще несколько официальных продолжений, вплоть до финала истории в пятой серии. Что же еще можно назвать знаковым явлением не только в ужасах, но и во всем мировом кинематографе, как не этот феномен?
Не менее удачно тему «найденных пленок» реализовал испанский «Репортаж», рассказывающий о телерепортере Анхеле, которой не посчастливилось оказаться в закрытом военными многоэтажном доме, где начал распространяться неизвестный жуткий вирус. Фильм работает не только на поле зомби-слэшера – в нем присутствует и религиозная тематика, упоминаются таинственные культы и древние демоны. Все это прекрасно вписалось в сюжет и позволило развить серию «Репортаж» еще на три фильма, а также создать почву для ремейка американцам, покадрово его переснявшим.

2008

Разочарованные бешеной популярностью «Сумеречной саги», любители вампирского кино вздохнули с облегчением: прямиком из холодной Швеции прибыла экранизация одноименного романа Юна Айвиде Линдквиста «Впусти меня». Роман в свое время произвел на родине эффект разорвавшейся бомбы, а его автора немедленно окрестили «шведским Стивеном Кингом». Постановщик фильма, Томас Альфредсон, постарался не отставать от успеха первоисточника и снял свою версию на высшем уровне – это именно та мрачная, вдумчивая и жестокая история дружбы 12-летнего мальчика-изгоя и девочки-вампира, которую ожидали увидеть поклонники творчества Линдквиста. «Впусти меня» получил множество наград, включая премии за «лучший фильм», и вскоре был снят американский ремейк – не такой проникновенный, но, в целом, достойный фильм ужасов, отмеченный самим Стивеном Кингом.
В этом же году вышел один из главных представителей французской «новой волны» ужасов – триллер Паскаля Ложье «Мученицы». Проект был столь нестандартным, что постановщику пришлось изрядно попотеть в поисках актрис на главные роли и студий для финансирования. После выхода картина получила довольно редкий для французского кинематографа рейтинг «18+», что вполне объяснимо, ведь «Мученицы» – это достаточно тяжелое для восприятия произведение, пронизанное сценами жестоких пыток и страданий. Но финал фильма переводит его в другую, более философскую направленность. Интересно также отметить, что в одном из интервью Ложье отметил свое восхищение от «Впусти меня», а Линдквист незадолго до этого так же похвалил «Мучениц».

2009

Этот год, кроме всего прочего, запомнится кинематографу созданием столь неординарного творения, что навряд ли оно вскоре забудется навсегда – хотя бы потому, что уже жирным шрифтом прописалось в истории кино. Речь идет о картине «Человеческая многоножка» голландского постановщика Тома Сикса, снятой по его же сценарию при поддержке сестры Илоны Сикс. Сюжет о двух американских туристках, ставших «подопытными кроликами» у сумасшедшего доктора, поразил весь мир своей натуралистичностью. В итоге, не каждый зритель смог досмотреть его до конца без рвотных позывов. При этом невозможно не отметить прекрасную игру немецкого актера Дитера Лазера – его персонаж прочно занял нишу одного из самых жутких ученых в кино. Океаны отзывов, как восхваляющих фильм, так и смешивающих его с грязью, не остались незамеченными – Том Сикс вскоре предоставил требовательной публике второй, еще более мерзкий и отталкивающий фильм, а в 2015 году вышел и триквел, завершающий историю безумных экспериментов. Кроме того, идея «Многоножки» засветилась в первой серии пятнадцатого сезона шоу «South Park»: там под раздачу угодил один из главных героев, четвероклассник Кайл Брофловски.

2010

Если вы спросите на кинофоруме, каким ужастиком можно скоротать скучный вечер, то с большой вероятностью вы получите ответ: «Астрал». Счастливая семья, попавшая в дом с привидениями, против преследующего их демона – и что в этом такого, удивитесь вы. Да, еще одна знаковая работа Джеймса Вана не открыла новые горизонты жанра, но в этом случае все искупает качество постановки, которое можно смело назвать превосходным. Доподлинно известно, что при написании сценария Ли Уоннелл всегда держал при себе список клише фильмов ужасов, чтобы избегать их использования. И результат получился столь «вкусным», что скромный бюджет в $1,5 млн окупился почти в 65 раз, а фильм дал начало целой франшизе, развивающей его мифологию. Более того, элементы «Астрала» теперь явно угадываются не только в последующих творениях Вана, но и в других независимых фильмах ужасов.

2011

При просмотре трейлера достаточно сложно догадаться, что же из себя особенного представляет «Хижина в лесу» – ведь на первый взгляд она предстает лишь очередным второстепенным слэшером, которые каждый год выпускаются в немереном количестве. И тем более было приятно обмануться тем, кто из любопытства все же посмотрел этот фильм, ведь в нем затаился именно тот свежий вдох, так необходимый современному остросюжетному кино. В своем гениальном сценарии Дрю Годдард и Джосс Уидон не просто вывернули наизнанку столь привычную концепцию кинохоррора «компания молодежи против сил зла», позволив фанатам жанра увидеть свои любимые ужастики с новой стороны. Они еще и доверху набили картину многочисленными отсылками к иконам жанра, начиная от клоунов-убийц с гигантскими змеями и заканчивая грозными богами прямиком из творчества Лавкрафта. Фантазия создателей «Хижины» не осталась незамеченной – фильм с восторгом приняли как зрители, так и критики, а его оригинальность и по сей день является мерилом для каждой хоррор-картины, стремящейся покинуть узкие рамки соответствия укрепившимся стандартам.

2012

Самым примечательным хоррор-событием года стал альманах «З/Л/О», для создания которого объединились пока не успевшие заявить о себе на ниве мейнстрима, но уже именитые режиссеры авторских ужастиков. Среди них Тай Уэст, создатель олдскульного «Дома дьявола» и Адам Вингард, позже ответственный за продолжение «Ведьмы из Блэр». Лента представляет из себя компиляцию небольших хоррорных зарисовок, каждая из которых снята отдельным режиссером, а объединяет их один сквозной сюжет про бандитов, проникших посреди ночи в тихий дом и обнаруживших там пленки с вышеуказанными историями. Серия «З/Л/О» уверенно сыграла на популярности поджанра «найденных пленок», став одним из ярчайших ее образцов, и в дальнейшем получила еще два продолжения, а совсем недавно вышел спин-офф «Сирена», рассказывающий про самого запоминающегося монстра из первого фильма.

2013

Выросший из пугающей одноименной короткометражки, фильм Андреса Мускетти «Мама» раскрылся в виде мрачной истории, будто сошедшей со страниц старой книги с ужастиками. Это трагичная и страшная история о двух девочках-сиротах и кошмарном духе, привязанном к детям. Созданию тягучей атмосферы немало поспособствовал продюсер фильма, известный мастер по созданию «страшных сказок», Гильермо дель Торо, а роль ужасного привидения закрепила за ее исполнителем – испанцем Хавьером Ботетом – титул новой звезды хоррора. Картина получила множество премий, среди которых «Гран При» фестиваля в Жерармере и «Лучший фильм» фестиваля «Фанташпорту», также не остались без внимания отличная работа режиссера и великолепная игра ведущей актрисы, Джессики Честейн. Народное признание «Мамы» подтверждается и тем, что она стала главным объектом для пародирования в пятой части серии «Очень страшное кино», где ее ходы высмеивали наравне с такими шедеврами, как «Черный лебедь» Аронофски.

2014

«Бабадук» не обрушил кассы кинотеатров, но был с теплом и любовью принят критиками. Шутка ли, на портале Rotten Tomatoes авторский фильм ужасов Дженнифер Кент набрал аж 98% положительных отзывов на основании мнений 206 рецензентов. И здесь действительно есть, чему поучиться как начинающим, так и уже матерым создателям хорроров. Кент не побоялась уйти с проторенной дорожки и пожертвовала стандартным шаблоном «спокойной и счастливой семьи», чтобы создать куда более яркую и живую историю сложных взаимоотношений матери и сына, на фоне которых и появляется чудовище со страниц мрачной книги.

2015

Можно ли в наше время по-настоящему удивить любителя жанра хоррора, заставив его дрожать от страха с помощью одних лишь крупных панорамных планов камеры? Правильный ответ – еще как можно! Если к этой схеме еще прибавить нестандартный и продуманный до мелочей сценарий, крепкую режиссуру и потрясающий электронный саундтрек. Вместе эти ингредиенты дают «Оно следует за тобой» – картину Дэвида Роберта Митчелла о студентке, за которой по пятам следует жуткое существо, способное принимать любую форму и невидимое для всех, кроме своей жертвы. Любовью к киноискусству в целом и к жанру ужасов в частности пропитан каждый кадр фильма. Есть здесь, чему порадоваться и любителям порассуждать на философские темы, и дотошным искателям символизма, и поклонникам классики «страшного кино», к которой присутствует немалое число отсылок. Кроме того, «Оно» действительно способно напугать и долго не отпускает после просмотра, а такие вещи в современном кино ценятся на вес золота.

2016

Последним из знаковых хорроров начала века на сегодняшний день выступает фольклорная история «Ведьма»режиссера Роберта Эггерса. Фильм дебютанта покорил сердца критиков точностью деталей быта английских колонистов и отличной игрой актеров, а также тонко выстроенной гнетущей атмосферой пугающих лесов, в которых верхушки деревьев как будто бы касаются небес, и где могут обитать самые невообразимые злые силы. Картина очень впечатлила самого Стивена Кинга, назвавшего работу Эггерса «напряженной, вдумчивой и пугающей». И правда, «Ведьма» стала свежим глотком для исторического хоррора, получив премию за режиссуру и номинацию на «Гран-При» кинофестиваля «Сандэнс», а постановщику доверили ремейк классического «Носферату» Мурнау.

2017 – ?

Что год грядущий нам готовит? Нельзя с уверенностью сказать, будет ли плотность шедевров больше или меньше, но в их появлении можно не сомневаться, ведь на киноарену с каждым годом выходят все новые и новые постановщики, сценаристы, актеры… Так что будьте уверены, жанр ужасов живее всех живых, и его творцы еще не раз впишут свои имена в историю кино.
источник