Знаменитая и легендарная для французов картина «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа подверглась нападению вандала – инцидент произошел в филиале Лувра, в городе Ланс, где одна из посетительниц изрисовала картину маркером.
В филиале на севере Франции картина 1830-х годов была изуродована женщиной, которая улучила момент и написала на ней маркером странные буквы и цифры.
Значения надписи «АЕ911» задержанная охраной нарушительница не раскрыла, но СМИ видят в комбинации знаков намек на несогласие с результатами расследования теракта в США 11 сентября 2001 года – такие же инициалы у организации, которая проводит протесты по этому поводу.
Что касается нанесенного ущерба, то по словам представителей музея, картину защищает специальный слой лака, и скорее всего надпись можно будет удалить, не повредив краску.
Справка: «Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» (фр. La Liberte guidant le peuple) — картина французского художника Эжена Делакруа. По состоянию на 2012 год выставлена в художественном музее Лувр—Ланс в городе Ланс на севере Франции.
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».
Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике.
В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё — фригийский колпак, в правой руке — триколор (флаг республиканской Франции), в левой — ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини.
В 1999 году «Свобода» совершила перелёт на борту Эйрбас Белуга из Парижа на выставку в Токио через Бахрейн и Калькутту за 20 часов. Размеры полотна — 2,99 м в высоту на 3,62 м в длину — были слишком велики для Боинга 747. Транспортировка осуществлялась в вертикальном положении в изотермической барокамере, защищённой от вибрации.
В феврале 2013 года посетительница музея перед его закрытием исписала нижнюю часть полотна маркером, после чего была задержана.