НМЦ — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. Ее устанавливает и обосновывает сам заказчик. В статье мы рассмотрим не только методы определения НМЦ, но и что делать, если цена контракта завышена или занижена.
Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.
Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:
- Метод анализа рынка,
- Нормативный метод,
- Тарифный метод,
- Проектно-сметный метод,
- Затратный метод.
Посмотрим на них внимательнее.
Метод анализа рынка для расчета НМЦ
Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета нмц методом анализа рынка заказчик может:
- Использовать информацию из интернета,
- Запрашивать цены в ЕИС,
- У потенциальных поставщиков.
Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.
Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.
Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка
№ | Поставщик | Цена (руб. за тонну) | Кол-во тонн | Источник получения информации |
1 | Поставщик 1 | 45000,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
2 | Поставщик 2 | 45500,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
3 | Поставщик 3 | 46000,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.
Нормативный метод определение НМЦ
Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.
Тарифный метод расчета НМЦ
Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.
Проектно-сметный метод расчета НМЦ
Используется при расчете цен на:
- Строительство и реконструкцию зданий,
- Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
- Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Затратный метод определение НМЦ
Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:
- Затраты на производство или приобретение,
- Реализацию, транспортировку, хранение,
- Страхование и другие затраты.