Приемы привлечения противоположного пола у птиц - vyshen.ru - онлайн журнал

Приемы привлечения противоположного пола у птиц

Каких только приемов не изобрели птицы, чтобы обратить на себя внимание представителей противоположного пола. Это — и песни, и танцы, и свадебные подарки. Среди этого разнообразия способов соблазнения есть поистине уникальные.

Так, самцы многих видов птиц в брачный период распевают страстные песни. Впрочем, вокалом они отпугивают и самцов-соперников. Поэтому обычно самцы более голосисты и ярче окрашены, чем самки.

Австралийские птицы-лиры, или лирохвосты, обладают не только длинным красивым хвостом, но и удивительным по мелодичности голосом. В брачный период самец находит обширный участок леса, на котором готовит несколько концертных площадок, сначала очищая их от опавших листьев, а затем взрыхляя ногами грунт.

Затем в центре каждой из них сооружает земляной холмик, с которого он поет бесконечные призывные брачные песни, в которых присутствуют самые разнообразные звуки. Самец имитирует не только элементы песен своих соседей по лесу — попугаев, сов, зимородков, но и собак, овец и лошадей, а также стук топора, скрежет пилы, звон колокола и даже щелканье затвора фотоаппарата. Вся эта богатейшая вокализация обращена к его потенциальным супругам, которые занимают расчищенные площадки.

А вот самец болотной выпи, вместо нежных песен, приглашает самку громким ревом и мычанием, похожим на мычание быка.

Самец дятла привлекает самку сложной дробью — стуком клюва о кору дерева. Этим же звуком он отпугивает и соперников.

Многие виды птиц во время любовных игр демонстрируют свои красочные свадебные наряды. Так, самцы райской птицы графа Рагги щеголяют перед самками в ярком оперении и при этом громко и призывно кричат. Невесты внимательно наблюдают за брачным поведением женихов и, в конце концов, выбирают тех, кто не только имел самое яркое оперение, но и лучшим образом его продемонстрировал.

Синяя райская птица принца Рудольфа, чтобы завладеть вниманием самки, веером распускает яркое оперение, украшенное двумя длинными хвостовыми перьями. Самец еще одной райской птицы — «саксонского короля», чтобы обратить на себя внимание самки, приподнимает на голове два эффектных пера-султана и подпрыгивает на ветке.

Самец козодоя демонстрирует «невесте» свои султаны, украшающие крылья, а синешапочный момонт удаляет опахала двух хвостовых перьев, оставляя на концах ракетку, с помощью которой старается привлечь самку. Для аналогичных целей служит и восхитительный шлейф перьев у самца павлина.

Самцы полынных тетеревов, чтобы понравиться самке, раздувают грудные мешки и распускают хвост, демонстрируя возлюбленной длинные, остроконечные перья.

А вот стервятники, чтобы выглядеть привлекательнее, перед началом брачных игр поедают козьи, коровьи и овечьи экскременты. И связано это с тем, что в навозе содержатся пигменты-каратиноиды, которых птичий организм самостоятельно не вырабатывает. Но именно эти пигменты придают коже на голове стервятника ярко-желтую окраску. Желтый цвет особенно выделяется на фоне белого оперения птицы, и чем он ярче, тем привлекательнее его обладатель для будущей невесты.

Самцы или самки некоторых видов птиц во время брачных ритуалов нежно касаются друг друга клювами, грудью и другими частями тела. Так, когда самка фрегата выберет себе жениха, она нежно водит головой по его раздутому красному зобу и перебирает его перья.

Одной из составляющей признаний в любви у многих птиц являются танцы. Так, японские журавли, исполняя «свадебный» ритуал, сначала дуэтом поют, запрокинув голову к небу, а затем начинают танцевать. К тому же во время танца они хлопают крыльями, описывают круги вокруг партнера и подлетают вверх.

Своеобразием и насыщенностью элементов отличаются брачные ритуалы западноамериканских поганок. Сначала пары носятся по воде, причем рядом друг с другом. Затем «жених» и «невеста» ныряют и появляются из воды с пучком травы в клювах. После этого «возлюбленные» соединяются грудками и, подняв клювы, касаются ими травинок друг друга.

Чомги во время весенних свадеб сначала, распушив воротники и длинные перья на щеках, плывут навстречу друг другу. Затем останавливаются нос к носу и замирают, периодически резко поводя головами. Иногда партнеры вытягиваются один перед другим, держа в клювах пучки болотных трав.

Танцуют весной и гагары. Они, прижав к груди клюв, выпрыгивают из воды солдатиком. А когда войдут в любовный раж, переворачиваются на спины и плавают, опустив в воду голову.

Целое танцевальное представление устраивают альбатросы. Сначала они с криками таскают к гнезду разный строительный материал. Но это всего лишь один из элементов свадебного ритуала. В это же время птицы, словно аплодируя, постукивают клювами. Затем они приподнимаются на лапах, расправляют свои огромные крылья и, задрав в небо головы, начинают переступать с ноги на ногу, двигаясь вокруг гнезда.

А вот у филинов всю весеннюю ночь самец мелкими шажками и почти на цыпочках фланирует вокруг самки. При этом он плотно прижимает к телу перья, отчего его фигура преображается, становясь удивительно тонкой и стройной. Прохаживаясь, он кричит, раздувая горло, и ухает, словно пытаясь этим криком напугать соперника.

Токующий белохвостый фазан в присутствии самки тоже сразу ужимается, становясь тонким, плоским и высоким. А золотой фазан во время демонстрации своих прелестей, важно вышагивая вокруг самки, посматривает на нее поверх пышного воротника, будто кокетка из-за веера, да еще для большего эффекта подмигивает своим янтарным глазом.

Еще красочнее ухаживает за самкой фазан аргус. Сначала он церемониальным маршем приближается к ней по спирали. Затем, словно расписной зонт, раскидывает огромные крылья, на которых блестят, переливаясь, яркие глазчатые пятна.

Великолепное исполнительское мастерство демонстрирует большая райская птица. Словно на сцене, обосновавшись на ветке высокого дерева, самец сначала издает громкие и хриплые крики. После этого громогласного заявления он опускает голову и начинает медленно приседать, одновременно раскачиваясь то вправо, то влево. И при этом он, словно в экстазе, трясется, распускает крылья. А потом вдруг выгибается, полностью опускает крылья и поднимает на боках тонкие перья-волосы. Пробыв в такой позе одну-две минуты, птица не спеша начинает складывать взъерошенные перья.

А самец другой райской птицы после тряски повисает вниз головой и несколько минут находится в такой странной позе перед млеющей от восторга возлюбленной.

Длительные свадебные ритуалы наблюдаются и у пеликанов. Во время ухаживания самку сопровождает от двух до восьми самцов, которые, угрожая друг другу, стараются обратить на себя внимание самки покачиванием открытых клювов. В это же время они иногда поднимают с земли палочки или мелкую засохшую рыбу и по несколько раз подряд подбрасывают в воздух и ловят.

Во время ухаживания они нередко «аплодируют», хлопая по несколько раз в секунду клювом. В результате этого действия кожа на горловом мешке птицы колеблется, как полотнище на сильном ветру.

Проходит некоторое время, и потенциальные кавалеры начинают незаметно покидать самку. И в конце концов с ней остается только один самец, которого она и ведет к месту строительства гнезда.

Орел-скоморох, или фигляр, тоже танцует, правда, в воздухе. Токуя, он демонстрирует такие уникальные акробатические номера, словно находится на арене цирка. Его «выступление» включает мертвые петли, крутые виражи и другие фигуры высшего пилотажа. При этом орел еще и громко хлопает крыльями.

Невероятные концерты в брачный сезон устраивают дуэты самцов манакина — небольшой птички, широко распространенной в Центральной и Южной Америке.

Самцы этих птиц, в отличие от самок, окрашенных в тусклые бурые тона, одеты в яркие и пестрые наряды, где преобладают черный, синий, красный, желтый и белый цвета, и имеют громкий голос. Однако, как установили ученые, ни на одежду кавалеров, ни даже на занятую ими территорию самки внимания не обращают. Для них главное — артистические способности будущего партнера.

Поэтому-то и брачный сезон начинается с того, что два самца, объединившись, устраивают под сенью влажного тропического леса фестиваль птичьего вокального и хореографического искусства. По несколько часов в сутки они распевают дуэтом короткие песни, пока к ним не прилетит невеста. С ее появлением самцы переходят к следующему номеру фестиваля: исполнению сложного брачного танца, во время которого самцы перепрыгивают через голову друг друга.

В конкурсе участвует несколько пар, но самка выбирает одну, которая ей больше всего понравилась. А предпочтение она отдает тому дуэту, который поет слаженно, в одной тональности, на одной и той же музыкальной ноте. Эти же требования относятся и к танцам.

Однако из двух самцов супругом самки становится лишь один самец, обычно старший из партнеров, обозначаемый как «альфа». Но второй самец — «бета» — все равно далеко не улетает. Потому что в случае смерти самца «альфа» он может стать главой семьи. А когда самец «бета» обретает новые права, в очередной брачный сезон на его прежней «должности» оказывается новый самец — тот, что моложе.

Замечено, что с возрастом самцы совершенствуют свои музыкальные способности. Так, самец «бета» к моменту вступления на пост главы семьи становится более виртуозным певцом и танцором.

А вот у некоторых видов широко распространенного в Африке и Австралии семейства астрильдов, или украшенных ткачей, самец поет, изгибаясь и подпрыгивая, сидя. верхом на самке.

Но, наверное, самым удивительным и уникальным брачным поведением отличаются шалашники, или беседковые птицы, которые, чтобы очаровать самку, сначала строят специальные сооружения, а затем раскрашивают и украшают их.

Так, задолго до наступления периода размножения самец атласного шалашника — этой довольно крупной (величиной с голубя) птицы — отыскивает в дебрях тропического леса Восточной Австралии небольшую полянку и освобождает от травы и мелкого подлеска площадку размером в квадратный метр.

Затем самец из тонких веточек строит солидную платформу, на которой из нескольких десятков голых прутиков, расположенных двумя параллельными рядами, строит узкий коридор, всегда направленный с севера на юг.

Перед южным входом — именно здесь днем больше всего света — птица раскладывает целую коллекцию различных ярких предметов, явно предпочитая синие и желто-зеленые, возможно, потому, что они гармонируют по цвету с сине-фиолетовым оперением взрослого самца, с его блестящими голубыми глазами и синим основанием клюва, кончик которого желто-зеленый. Красных и зеленых экспонатов в коллекциях этой птицы не бывает.

Удивительное зрелище: синие и желтые цветки лежат рядом с переливающимися голубыми перьями попугаев, синеватые грибы и ягоды и тут же осколки стекла и обрывки цветной бумаги. Потерявшие вид экспонаты птица выбрасывает и заменяет новыми.

Но и этого «мастеру» оказывается недостаточно — он еще окрашивает внутренние стенки беседки древесным углем или соком синих ягод. Все это необычно уже само по себе, но еще удивительнее то, что многие самцы, «рисуя», пользуются кисточками. Они берут волокнистый кусочек коры в клюв вместе с ягодкой, «разминают» и используют пропитанную краской кору как инструмент — кисть или губку.

Кроме того, беседку и коллекцию повреждают ежедневные ливни, так что усердному декоратору еще приходится постоянно возиться и с ремонтом.

И вот наступает брачный сезон. Самец в этот период не только особенно усердствует в демонстрации коллекции, но и громко поет. Наконец, его труды увенчиваются успехом -перед беседкой появляется самка. И хозяин роскошного сооружения делает все, чтобы она не улетела. А спустя какое-то время гостья занимает место в «ложе» и оттуда наблюдает за выступлениями самца.

Свое «шоу» самец начинает, перебирая сверкающие экспонаты и сопровождая их показ рискованными прыжками. Он танцует вокруг беседки, издает громкие жужжащие звуки. Светло-голубые глаза его от возбуждения приобретают эффектное сине-фиолетовое мерцание, в точности соответствующее окраске оперения и внутренней отделке беседки. Очарованная всем этим, самка обычно уже не противится домогательствам жениха.

Самые же удивительные по красоте и сложности творения создают шалашники, которых называют «садовниками». Например, самец полосатого садовника к периоду спаривания из тонких веточек у стволика какого-нибудь небольшого деревца сплетает купол высотой 60-90 сантиметров. В передней, открытой части этой конструкции птичка укладывает толстый слой зеленого мха, на фоне которого отчетливо выделяются искусно подобранные яркие красочные «экспонаты».

Вокруг купола под защищающей от дождя крышей проходит коридор, а перед широким входом находится открытый садик, украшенный цветами и огороженный заборчиком, в свою очередь тоже усыпанный красными и желтыми плодами.

А золотой шалашник для привлечения самки строит целые две башни, обкладывая хворостом одну на высоту 2 метра, а другую — 2,7 метра. А в почти метровый промежуток между сооружениями самец сносит белые цветы и прочие светлые предметы, воздвигая из них настоящую танцплощадку. В радиусе 2-3 метров стволики еще нескольких деревцев самец окружает чехольчиком из хвороста.

И самое удивительное во всей этой строительной экзотике то, что для выведения потомства красочные сооружения не используются. Для этих целей самка в одиночестве строит чашевидное гнездо, порой совсем рядом с «беседкой».

Впрочем, не только самцы устраивают брачные показательные выступления. Например, в холодной тундре есть птицы кулики-плавунчики, у которых во главе семьи находятся самки. Вот они-то и токуют. Летают низко над водой, громко хлопают крыльями и выкрикивают однообразное «уить-уить-уить». А затем падают в воду и, плавая, словно гусь, с вытянутой шеей, заводят другую песню — «уэду-уэду». Потом снова взлетают, совершают свадебный круг и опять опускаются на воду. И так часами. Когда же невеста выберет жениха, она откладывает яйца и исчезает, возложив насиживание и воспитание будущих птенцов на плечи тихого и скромного самца.

Из книги «100 великих рекордов животных», автор Анатолий Бернацкий